Ольга Воронкова
Экологический квест «Защитники морей и океанов» (22 марта всемирный день защиты воды) Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для дошкольников – способ
познания окружающего, игры имеют
большую педагогическую ценность –
они развивают у детей смекалку,
выдержку, самообладание, чувство
юмора, организованность».
Н. К. Крупская
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными
Цель:
Публикация «Экологический квест „Защитники морей и океанов“ (22 марта всемирный день защиты воды) Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Морские обитатели. Викторины, интеллекуальные игры
- Старшая группа
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Экологического воспитания в дошкольных отделениях – становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде;
• Формирование представлений о воде, его свойствах и значимости;
• Коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей;
• Практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи экологического воспитания :
1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения на воде, в природе, в обществе.
2. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
4. Усвоение системы знаний о воде и природе, о связях, существующих в ней зависимостях.
5. Закрепление знаний о природе, формирование трудовых умений и навыков, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножать ее богатство.
6. Систематизировать и закрепить имеющиеся представления о воде, ее свойствах, вводить новые понятия.
7. Создать условия для поисковой деятельности.
Познавательные:
1. Уточнять и обобщать знания детей о подводном мире;
2. Закреплять в речи названия морских обитателей, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать.
Коррекционно-развивающие:
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Подводный мир»;
2. Совершенствовать навыки словообразования;
3. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
4. Развивать фонематическое восприятие;
5. Совершенствовать навыки связной речи;
6. Учить согласовывать речь с движениями;
7. Развивать общую и мелкую моторики;
8. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
9. Развивать выразительность речи и выразительность движений;
10. Активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
2. Воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
3. Формировать умение работать и играть в коллективе.
Проблема квеста : Что нужно делать, что бы сохранить воду чистой?
Структура квеста : Путешествие состоит из 4 испытаний
в гостях у черепахи Тартилы - «Кто –кто в синем море живет» (ст. воспитатели)
в гостях у Сирены – «Звуки подводного мира» (учитель логопед)
ребусы царя- Нептуна – «Вода и песок» (педагог – психолог)
в аквариуме у Медузы – «Активный отдых» (инструктор по Ф. К)
Ход квеста:
Дети заходят по 2 группы в музыкальный зал
Инструктор: Здравствуйте ребята! 22марта всемирный день защиты воды. А вы знаете, зачем её защищать? (ответы детей)
Инструктор: Держит в руках глобус и раскручивая его, говорит, посмотрите сколько воды много разве ее надо беречь? (дети излагают свои доводы, высказывания)
Инструктор: Многие из Вас правильно сказали, что вода практически вся соленая и для жизни человека она не пригодна. А давайте посмотрим презентацию и посмотрим, для каких обитателей нужна вода и почему её надо защищать.
Презентация:
Слайд: 1 Воды на Земле много, и в то же время ее мало. Ее основная часть находится в морях и океанах. Морская вода непригодная для питья, а также для сельского хозяйства.
На пресную воду приходится очень небольшая часть. Основные запасы пресной воды находятся в твердом состоянии в виде снега и льда в Арктике и Антарктиде.
Слайд 2-15: Показаны животные и растения, какие могут обитать в морях и океанах.
Слайд 16-21: Какие, пресноводные водоемы существуют, какие жители в них обитают. Почему человеку нельзя употреблять воду из рек и озер (пресных водоемов, хотя вода уже и не соленая, как морская)
Слайд 23: Значение воды и водоемов в жизни человека.
Слайд 24- 32: Источники загрязнения и кто от этого страдает (человеческие отходы, промышленные, нефть и др.)
Слайд 33-38: Правила как сохранить воду чистой.
Слайд 39: Помните, что каждый из нас может своими поступками внести неоценимый вклад в защиту окружающей среды!
Инструктор: А сейчас ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие, где вы будете в разных кабинетах детского сада выполнять интересные задания и решать головоломки о воде, водоемах, жителях подводного царства.
Мы сейчас разобьемся на 4 команды (Дельфинов, Осьминожек, Морских котиков, Морских коньков). (у каждой команды своя эмблема)
Каждая команда получает свой маршрутный лист, и они начинают свое путешествие.
(у каждой команды карта своего цвета)
Дети передвигаются со взрослым сопровождающим по карте проходя все четыре этапа.
Этап I
В гостях у черепахи Тартилы
«Кто –кто в синем море живет» (ст. воспитатели)
Оборудование: Карточки с загадками, Карточки с правилами поведения около водоемов и в воде.
На этом этапе «Отгадай загадку»
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете. (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый. (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Ей не страшен зверь любой —
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (Черепаха)
Может рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана —. (кит)
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех. (кит)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он. (скат)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (краб)
У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная —. (акула)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской. (конек)
Этап II
В гостях у Сирены
«Звуки подводного мира» (учитель логопед)
Оборудование: разрезные картинки рыб (аквариумные, пресноводные, морские,
Картинки (море, река, аквариум). Картинки один – много (осьминог, дельфин….)
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
• «Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
• «Кит плывёт». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам почти до клыков, поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней дёсен.
- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ на модель дельфина). Да это же. (дельфин).
• «Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем, как выныривают дельфины и киты.
• «Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком).
Логопед, называя слово, бросает ребёнку массажный мячик. Ребёнок, возвращая мячик, называет это слово ласково.
Медуза – медузочка, медузонька. Рыба – рыбка, рыбонька….
Черепаха – черепашка. Акула – акулочка.
Дельфин – дельфинчик. Осьминог – осьминожек.
Плавник – плавничок. Хвост – хвостик…
Песок – песочек. Камень – камешек.
Этап III
Ребусы царя- Нептуна
«Вода и песок» (педагог – психолог)
Оборудование: песочницы с разным песком (кинестетическим, речным, песок для рисования, наполнение для песочниц и бассейна (палочки, камушки, фантики и др., карточки с ребусами, игрушки для отгадки ребусов, бассейн для игр с водой,
Игра «Очистим аквариум»
В бассейне для игр с водой насыпан мусор: палочки, камушки, обертка от конфет и плавают рыбки. Дети должны грабельками достать весь мусор из воды, чтобы рыбкам хорошо жилось.
«Нарисуй волну»
Дети рисуют волну левой и правой рукой по очереди на песке.
Игра «Отгадай и найди»
Из песка сделаны 5 горок на каждой горке стоит ребус. Дети с помощью педагога – психолога разгадывают ребус и откапывают клад.
«Сделай морское животное»
Дети должны проявить свою фантазию и из кинестетического песка слепить морское животное
Этап IV
В аквариуме у Медузы
«Активный отдых» (инструктор по Ф. К)
Оборудование: игрушки - морские обитатели, мусор (бумага, пластмасса, металл, 3 контейнера для мусора с обозначениями бумага, пластмасса, металл; мягкие мячи для метания по 2 на ребенка, 2 контейнера с изображениями (дельфин и касатка, фонограмма «Краб» (из аудиопособия «Десять мышек» Е. Железнова) и шум моря, обруч на стойках (вход в аквариум).
Игра «Расчистим аквариум»
Дети пролазят в обруч входят в аквариум, в котором много мусора и не видно животных. Медуза предлагает детям расчистить аквариум по специальной схеме. Весь мусор нужно классифицировать по составу (пластмасса, металл, бумага) и отнести в специальный контейнер с обозначающим знаком. Условие надо взять только один предмет и перенести в контейнер с определенной разметкой.
Игра «Накорми морских обитателей»
Дети берут по 2 мягких мячика. Перед ними стоят 2 контейнера с изображениями в одном - дельфин, в другом - касатка. Детям предлагается их накормить, но есть Условие: дельфин ест рыбу только с правой руки, а касатка с левой.
Упражнение «Краб
Ветер дует, задувает, Движение руками влево-вправо.
пальму в стороны качает – 2 р. Кисти прижаты друг к другу основаниями и
раскачиваются, пальцы растопырены (крона).
А под пальмой краб сидит Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни)
и клешнями шевелит – 2 р. и шевелят ими.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, разведены в
стороны. Дети "машут" ими в воздухе.
и за рыбками ныряет. Ладони сомкнуты, чуть округлены и выполняют
волнообразные движения.
А под пальмой…
Под водой на глубине Руки опущены вниз и разведены в стороны.
крокодил лежит на дне – 2 р. Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открывают-
закрывают рот». Поменяв руки, повторяют движения.
А под пальмой.
Подвижная игра «Водяной»
Для игры дети должны выбрать водящего («водяного») и встать в круг, взявшись за руки. «Водяной» располагается посередине круга, он закрывает глаза и вытягивает руку вперед. Вытянутая рука это указатель. Затем игроки, взявшись за руки, идут по кругу (водяной может крутиться в противоположную сторону) и хором громко произносят:
Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!
После слова «Гори!» все останавливаются и тот игрок, на кого в данный момент указывает рукой водяной выходит в центр круга, исполняет любой номер самодеятельности (танец, песенку, стих) и сам становится водяным. После чего игра повторяется.
Существуют и другие варианты правил:
После слова «Гори!» водяной с закрытыми глазами должен подойти и осалить игрока, на которого указал рукой. Игроки в это время должны оставаться на месте (но можно уворачиваться от его рук и приседать). Осаленный становится «водяным».
Заключительная часть
После прохождения всех этапов дети возвращаются в музыкальный зал, а там стоят 2-4 аквариума (изготовленные из картона на 2-4 столах в зависимости от команд). А в центре этих столов разбросан мусор (заранее подготовленные из ткани хвосты, киндер –яйцо с дыркой для хвоста, донышки пластиковых бутылок покрашенные в зеленый цвет и столовые пластмассовые ложки).
Инструктор: Ребята, а давайте подумаем, можем - ли мы из этого мусора сделать что – нибудь, что можно запустить в аквариумы.
Одна из команд изготавливает золотых рыбок (из киндер –яйца и хвостика, пластилином делают плавнички и глазки, а другая - черепах (из донышка бутылки и ложки, делают из пластилина глазки)
Когда аквариумы оживают, черепахи ползают по дну, а рыбки подвешиваются на леску.
Итог. Оценка работы детей.
Инструктор: Сегодня мы побывали в подводном царстве. Сохраняли и очищали водные ресурсы. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы ещё хотели отправиться в следующий раз? (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли…
В подводном царстве побывали, рыб и животных морских повстречали.
Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.
В качестве поощрения можно показать детям мультфильм Смешарики "Маленькое большое море"
Список литературы и методических пособий:
1. Будённая Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб. :
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. («Аквариум» К. Сен-Санс) -аудиопособие.
3. Буренина А. И. Театральные шумы. («Море») - аудиопособие.
4. Воронина Т. П. Разгадываем ребусы и читаем. Грамотей, 2014.
5. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. -М. :ТЦ Сфера, 2007
6. Железнова Е. С. Десять мышек («Краб») - аудиопособие.
7. Железнова Е. С. Колыбельные - аудиопособие.
8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. Речь,2016.
9. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и
познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М. :ТЦ Сфера, 2004.
10. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет : Методическое пособие. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
11. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
12. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб. : КАРО, 2004.
13. Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение:
Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М. : «Мозаика-Синтез», 2006.
14. https:ru.wikipedia.orq (иллюстрации рыб, животных).