Экологическое образование в дошкольном возрасте

Трегубова Галина
Экологическое образование в дошкольном возрасте

Паспорт экологической тропы МКДОУ ЦРР д\с № 9

1 Пояснительная записка

В наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Маленький человечек познает мир с открытой душой и сердцем, и то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть, единой, экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании, обучении и развитии. Зачастую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Поэтому, мы считаем, что экологическая тропа является эффективной формой экологического образования дошкольников.

2 Основные характеристики экологической тропы.

Экологическая тропа – это специально образованный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их форы, продолжительности и содержания, а также с учтом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. Экологические тропы, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью, и несут большую содержательную нагрузку. В ДОУ экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Цели экологической тропы:

• Развитие экологической воспитанности, бережного отношения к природе у дошкольников.

• Развитие наблюдательности, познавательной активности при работе на экологической тропе.

• Воспитание трудолюбия.

3 Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Требования к выбору маршрута:

1. Привлекательность тропы для детей складывается из трх компонентов:

- красоты природы

- своеобразия природы

- разнообразия природы.

Каждая тропа должна быть непохожа на другие тропы и интересна для детей.

2. Доступность для детей – одно из самых главных требований при выборе маршрута экологической тропы. Она не должна быть сложной и представлять опасность для прохождения.

3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные способности детей.

Предполагаемые результаты:

-озеленение территории растениями;

-оснащение детской игровой площадки новыми объектами, --- -пригодными для игры;

Варианты работы на тропе:

- проведение занятий, сезонных экскурсий

мини-субботники

- исследования на тропе:

- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

-развешивание кормушек

-наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам)

-оформление гербария

- фотографирование

рисунки, плакаты, поделки

-сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: ---наблюдения в природе;

-экологические беседы;

-уроки доброты;

-целевые прогулки;

-познавательные вечера;

-решение экологических ситуативных задач;

-чтение художественной литературы;

-детские проекты;

-обсуждение и проигрывание ситуаций;

-труд в природе;

-«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на тропе, беседы о правилах сбора растений);

-выставки и экспозиции;

- экологические сказки;

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

- взросло-детские проекты;

- изготовление поделок, рисунков;

-субботники по облагораживанию территории детского сада; участие в конкурсах;

-фотовыставки;

-изготовление экологической газеты.

Прокладывание экологической тропы следует начинать с обследования участка природы, выявление экскурсионных объектов, смотровых точек и создания проекта тропы. От этих находок будет зависеть направление движения. Маршрут может быть извилистым, главное, чтобы объекты, включнные в него, были типичны для местной природы, и хорошо видны. Тропу нужно беречь. Для этого необходимо выработать, и заучить с детьми ряд правил поведения в природе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз. На тропе можно проводить наблюдения, игры, экскурсии. Свои впечатления об увиденном дети могут выражать в рисунках. Для организации работы на экологической тропе, мы исследовали территорию детского сада и выделили наиболее интересные объекты.

Публикации по теме:

Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью «Экологическое образование детей 6-7 лет через знакомство с пейзажной живописью» Андрющенко М. Н. «Природа – это не только великий учитель.

Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование для детей дошкольного возраста. Планирование воспитательной работы: 1) Почему эта проблема актуальна. 2) Метод.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Краеведение в дошкольном возрасте Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее. Большое.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОУ Расима Башарова, Детсад № 3, Кушнаренково, Башкортостан Технология составлена.

Экологическое образование подготовительной группы ДОУ к школе Технология составлена с учетом достижений теории и практики экологического образования дошкольников С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, Т. И.

Экологическое образование в начальной школе а) организация природоохранной работы по экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом.

Закаливание в дошкольном возрасте Введение Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями.

ЗОЖ в дошкольном возрасте Что такое ЗОЖ? (здоровый образ жизни) 1. Рациональное питание. 2. Соблюдение режима. 3. Оптимальный двигательный режим. 4. Полноценный сон.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое образование в дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 10:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект прогулки в подготовительной к школе группе «Народный календарь о январе»
Цели: Расширять у детей знания и представления о месяце январе, развивать любознательность. Отрываем календарь, начинается январь. В январе, в январе...
Единый день профилактики в первой младшей группе
В детском саду проходят Единые дни профилактики правонарушений. Наша группа тоже участвует в различных мероприятиях, посвященных этому дню. Так 16 января...
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы «Птички-невелички»
Проблема: Недостаточные представления у детей о зимующих птицах . Актуальность В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников...
Фотоотчет с выставки «Осень, осень в гости просим»
Традиционно каждую осень мы проводим выставки, 2017 провели выставку картин из природного материала и подручных средств под названием «Осень, осень в...
Фото — отчёт участие детей в мероприятиях социума. 20 января — День освобождения...
Помните! Через года, через века, - Помните! О тех, кто уже не придёт Никогда! - Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, Памяти павших будьте...