Ольга Сматрова
Экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Тропинка открытий для маленьких почемучек», Сматрова О. А., Бичикова Т. А.
I. Номинация проекта : «Красота вокруг нас».
II. Социальная значимость:
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологи-ческому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.
Публикация «Экологический проект» размещена в разделах
Детский сад «Ромашка» начал функционировать в 2010 году. Это одно из красивейших и современных учреждений, где созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Благодаря совместным усилиям всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогам, родителям, детям была оформлена и озеленена вся территория ДОУ. И в 2011 году наш детский сад занял почетное 2 место (по Республике Хакасия) во Всероссийском конкурсе «Территория ДОУ», но для эффективного решения задач формирования основ экологической культуры в дошкольном возрасте требуется применение комплексного подхода к образовательному учреждению как к эколого-развивающей среде, выполняющей познавательную, развивающую, эстетическую, развлекательную и оздоровительную функции. Для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада, включающей в себя разнообразные и привлекающие внимание ребенка объекты.
С целью благоустройства и озеленения территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошко-льников был разработан проект «Тропинка открытий для маленьких почемучек», который помогает решить ряд задач:
• создать экологически- благоприятную среду на территории ДОУ;
• сформировать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
• содействовать сотрудничеству детей и взрослых, привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;
• повышать уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• прививать навыки трудового воспитания детей в процессе ухода за ландшафтными зонами территории;
• способствовать пропаганде охраны окружающей среды и формированию экологиче-ской культуры участников воспитательно-образовательного процесса.
Маршрут экологической тропы проходит по всей территории ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объекта-ми живой природы.
Экологическая тропа поделена на разнообразные станции:
• «Зеленая аптечка Календулы»
• «Грядки тетушки Редиски» (огород на каждом групповом участке)
• «Золотой луг» (растения)
• «Домишка муравьишек» (муравейник)
• «Малинки-калинки» (ягодник)
• «Цветик-семицветик» (цветник)
• «Альпийская горка»
• «Птичий городок»
• «Золотая рыбка» (водоем)
• «Грибок встреч» (место для проведения праздников, развлечений)
• «Любознайка» (экспериментальная площадка)
• «Мастерская Самоделкина»
• «Метеостанция»
• «Уголок релаксации»
• «У господина клена» (хвойные и лиственные деревья и кустарники)
• «Фитотропинка»
• «Дорожка Топтыжкина»
• «Уголок Красной книги»
• «Избушка Айболита» (место для хранения инвентаря по уходу за растениями)
• «Здоровейка» (тропа здоровья)
III. План – график реализации проекта.
Наименование мероприятий Ответственные Результаты
1. Подготовительный этап (апрель- май)
1. 1 Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы Заведующая ДОУ, инициативная группа Определены цель и задачи проекта, соз-дана творческая группа
1.2 Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна, пар-ков мира. Сбор и анализ информации по данной теме. Подобраны и изучены материалы по ланд-шафтному дизайну
1.3. Детальное обследование террито-рии и выделение наиболее интересных объектов
1.4. Разработка плана озеленения тер-ритории детского сада:
– создание эскизов генерального плана
– разработка макета ландшафта терри-тории
– светорасположение зоны озеленения.
– цветовой фон зоны озеленения. Инициативная группа, педагоги
Разработан план озе-ленения территории
1.5 Разработка маршрута и состав-ление карты - схемы экологической тропы. Составлены план, карта-схема работы маршрутов на эколо-гической тропе
1.6 Составление плана работы с детьми на экологической тропе
2. Внедренческий (Июнь-июль)
2.1. Приобретение необходимого мате-риала и оборудования для реализации проекта (строительного, декоративно-оформительского, экспериментального, посадочного: саженцев, рассады, хоз. инвентаря. Зам. заведующей по хозяйственной части
Сотрудники ДОУ
Пополнение матери-ально-технической базы для экологиче-ского воспитания де-тей
2.2. Посадка семян на рассаду Воспитатели, родите-ли, дети. Создание экологиче-ской тропы и других предметно-развивающих площа-док
2.3. Реализация плана по созданию объ-ектов экологической тропы (альпий-ской горки, тропы здоровья, водоёма, экспериментальной лаборатории, раз-бивка мини- огородов на групповых участков, метеоплощадки, лесной зоны, уголок для релаксации, устройство фи-тодорожки).
2.4. Подборка материалов и создание КРАСНОЙ КНИГИ «Животные и рас-тения Хакасии» на территории тропы. Создание Красной книги «Животные и растения Хакасии»
2.5. Разбивка участков, цветников, под-готовка почвы. Воспитатели, родите-ли
2.6. Проведение акций:
«Посади свое дерево».
«Посади свой цветок». Воспитатели, дети Привлечение социума к проблеме экологии поселка
2.7 Высадка посадочного материала (саженцев, рассады цветов и лекарст-венных трав, овощных культур) Воспитатели, родите-ли Благоустройство и озеленение террито-рии ДОУ
2.8. Работа по плану на экологической тропе с детьми
(экскурсии,опытно-экспериментальная деятельность, трудовые десанты, акции и рейды по охране окружающей среды, праздники, развлечения, оздоровитель-ные и профилактические мероприятия, маршруты- путешествия по зонам эко-логической тропы, ведение дневника наблюдения) Воспитатели, дети Повышение уровня экологической куль-туры детей
2.9 Изготовление табличек-указателей с названиями растений
3. Заключительный (август)
3.1. Анализ результативности выполне-ния поставленных задач Заведующая и ини-циативная группа Представление опы-та организации рабо-ты по экологическому воспитанию детей
3.2. Итоговая презентация «Тропинка открытий для маленьких почемучек» :
– на сайтах
– в средствах массовой информации
3.3 Обобщение и распространение опы-та работы по проекту
3.4 Разработка методических рекомен-даций для педагогов ДОУ, школ по ис-пользованию объектов экологической тропы в работе с детьми
IV. Ожидаемые результаты от реализации проекта
Проект «Тропинка открытий для маленьких почемучек» открывает возможность фор-мирования собственного жизненного опыта ребенка, исходя из детских потребностей и ин-тересов, развивает его как личность, воспитывает экологическую культуру детей дошкольного возраста.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в даль-нейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошколь-ного возраста.
V. Статья расходов по реализации проекта
VI.
Статьи расходов Собственные средства (тыс. р.) Привлеченные средства (тыс. р.) Запрашиваемые средства (тыс. р.)
Саженцы деревьев и кустар-ников (ель, рябина, сосна, ива, липа, дуб, ольха, осина, тополь пирамидальный,клен,береза) (по 2шт, доставка 11,0
Хозяйственный инвентарь (секатор, грабли, лопата, ви-лы по 2шт, лейки - 5шт.); 1,5
2,5
Система для полива (шланги 4шт по 20 м, соединители- ерши- 4 шт, распрыскивате-ли-3шт) 2,75
5,0
3. Фигуры из гипса высотой 70-100см. «Гном» и «Борови-чок» 4,0
4. Ткань прорезиненная для водоема 2на3 метра 0,8
Резиновые водоплавающие птицы (6штук) 3,0
Звери гипсовые на экологи-ческую тропу высотой (6 шт) (40-50 см.) 10,0
Пиломатериал для пергал. Рейка 1куб. 4,0
Перегной – 8кубов (доставка) 1,0 9,0
Песок(8 кубов, доставка 0,5 3,7
Гравий-1машина, доставка 2,1
Экспериментальная лабора-тория (микроскопы-3шт., лу-пы большие-5шт., лупы ма-ленькие-10 шт.) 1,0 2,5 6,5
Стойка «Пластиковая книж-ка» для создания Красной книги.
3,0
Вазоны для цветов-5 шт 10,0
Плитняк 1,0
Семена цветов, газонная тра-ва(10 п) 2,0
Семена лекарственных трав
2,0 3,0
Рассада лекарственных трав
2,0
. Семена овощных культур 1,5 2,0
Штакетник- 2куба 8,0
Ящики для рассады -20шт 1,5 2,0
Грунт для рассады 0,5 2,0
Удобрения минер, средство для борьбы с сорняками 0,5 2,0
Брус круглый 1,5
Оборудование для метео-площадки 1,5 1.5
ИТОГО 15,25 14,5 88,6