дарья Лещенко
Экологический проект для детей старшего возраста «На дне морском»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта :
1. Расширить представления о морских обитателях.
2. Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Публикация «Экологический проект для детей старшего возраста „На дне морском“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Совершенствовать умение составлять рассказы, опираясь на картины и плакаты с изображением различных водоемов и их обитателей; составлять рассказы из личного опыта (экскурсии вместе с родителями в океанариум, поездки на море, наблюдение за аквариумными рыбками).
4. Развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
5. Развивать коллективное творчество; воспитывать стремление действовать согласовано.
6. Развивать стремление любоваться красотой окружающей среды; формировать привычки поддерживать чистоту и эстетику окружающего мира.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
2. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.
3. Владеет понятиями «рыбы», «», «кораллы», «водоросли», «моллюски».
4. Имеет представления об особенностях строения тела рыб, медуз, осьминогов, дельфинов; о способах их передвижения в воде (плывет, ползает по дну, выныривает).
5. Знает о взаимосвязи с другими морскими обитателями.
6. Имеет представления о взаимодействии человека и окружающей среды.
7. Сформированы первоначальные навыки об охране водоемов.
8. Создает индивидуальные и коллективные рисунки и композиции на темы окружающей природы.
9. Составляет описательный рассказ о морских обитателях с использованием опорных схем или опираясь на свои наблюдения.
Этапы проекта :
1 этап.
Гипотеза: У рыб особая среда обитания – вода. Дети редко бывают возле каких – либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая вместе с родителями на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. А ведь вокруг нас так много еще неизведанного и прекрасного. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром, помочь детям узнать, «побывать» «на дне морском».
В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов, о водных растениях, покрывающих морское. Дети научатся любить природу, беречь и охранять ее.
2 этап
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин и плакатов на тему «Море и» : Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Черное море»; Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе».
2. Прослушивание музыкальных композиций: песня «Рыбка» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; песня «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; слушание музыки «Звуки моря».
3. Чтение литературных произведений: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; сказка «По щучьему велению…»; Г. -Х. Андерсен «Русалочка»; Г. Косова «Азбука подводного мира».
4. Разучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок.
5. Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Русалочка»; «В поисках Немо»; «Подводная братва».
6. Просмотр слайдов и видеороликов о рыбах.
7. Совместная деятельность детей и родителей : экскурсии в океанариум, поездки на море.
3 этап.
Реализация проекта.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес детей к обитателям морей и океанов. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
1. «Сравнение рыб».
Цель: Формировать обобщенные представления о том, что рыбы – водные обитатели; об особенностях их строения; чем питаются; как дышат рыбы под водой; подразделять рыб на морских, речных, проходных, аквариумных.
Беседы: о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
Рассматривание картин художников, изображающих морские пейзажи и подводный мир; альбомов и плакатов с разнообразием животного, растительного мира в водах морей.
Просмотр видеороликов и слайдов «Дельфины»; «Морской мир»; «Млекопитающие: киты, морские котики, дельфины»; мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо».
2. «Зарядка аквариума».
Цель: Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб. Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме.
Наблюдения в уголке природы за аквариумными рыбками; за тем как устроен аквариум, как происходит очищение воды в аквариуме.
Занятие «Путешествие в подводный мир».(см. прил. 2).
В ходе последующей работы мы попытаемся найти ответы на следующие вопросы:
• Может ли человек жить в воде? Почему?
• Какие животные обитают в воде?
• Какие особенности имеются у морских обитателей?
• Чем питаются обитатели моря?
• Чем отличаются морские обитатели?
Музыкальная деятельность.
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей.
Прослушивание музыкальных композиций: песня «Рыбка» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; песня «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; слушание «Звуков моря».
Музыкальные и подвижные игры.
Цель: Формировать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций, слуховое внимание; формировать двигательные навыки; развивать воображение.
«Море волнуется»;
«Рыбак и рыбка»;
«Рыболовы»;
«Водолаз».
Чтение художественной литературы.
Цель: Формировать целостность картины мира, приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Чтение литературных произведений: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка «По щучьему велению…», Г. Косова «Азбука подводного мира», Г. -Х. Андерсен «Русалочка»; разучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок.
Дидактические и настольно – печатные игры.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о морских обитателях и растениях водоемов; развивать внимание, сообразительность.
«Четвертый лишний» д/и;
«Угадай звук животного» д/и;
«Собери дельфина» д/и;
«Кто здесь живет» д/и;
«Русалочка» д/и;
«Царство рыб» д/и;
«Найди отличия» д/и;
«Лото»; «Парные картинки»; «Домино – морские животные»; пазлы.
Развитие речи.
Цель: Систематизировать знания детей о рыбах : у всех рыб есть одинаковые признаки, по которым мы выделяем рыб из всех животных; есть разные признаки, по которым рыбы отличаются друг от друга; дать детям представление о многообразии рыб; учить составлять группы рыб по разным основаниям: жизнь в разных слоях воды (в толще, на дне, в зарослях водорослей); по способу питания; обогащать словарь детей словами «медуза», «моллюск», «коралл», «морские обитатели», «растенеядные рыбы», «рыбы хищники».
Рассматривание картин Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Черное море»; Рылова «Море. Камни», «В голубом просторе».
Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва»; просмотр слайдов и видеороликов о рыбах.
Продуктивные виды деятельности.
Лепка «Морские джунгли».
Цель: Формировать умение использовать различные приемы для создания красивых водных растений и морских обитателей; развивать воображение и эстетический вкус; формировать умение планировать работу по реализации замысла.
Аппликация коллективная «На дне морском"
Цель: Развивать чувство композиции; учить располагать стайки одинаковых рыб и по месту их обитания в воде (на дне, в толще воды, в зарослях, ближе к поверхности воды); дополнять композицию морскими водорослями и кораллами.
Рисование «Сказочная рыбка».
Цель: Учить детей передавать в рисунке образы сказочных рыбок; развивать творчество, образные представления и воображение; учить задумывать содержание свой работы, вспоминая, о чем читали, какой представлялась рыбка в сказках.
Чтение сказок А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка «По щучьему велению…», Г. – Х. Андерсен «Русалочка».
Рисование «Рыбки играют, рыбки сверкают…».
Цель: Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о морской природе; продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (рисование ладошками, отпечатки ватным тампоном или пальчиком); воспитывать эстетическое отношение к природе.
Занятия по ручному труду: выполнение работ в технике квиллинг и бисероплетение.
Цель: развивать мелкую моторику (скручивать тонкие полоски бумаги, нанизывать бисер на проволоку и т. д.); формировать умение внимательно и аккуратно выполнять свою работу, четко следуя инструкциям педагога.