Галина Санькова
Экологический проект «Комнатные растения — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта :
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знание о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, повседневной жизни).
Публикация «Экологический проект „Комнатные растения — наши друзья“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и назначение.
Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Цветы – сама жизнь, насколько бедны, оказались бы мы, не будь на земле цветов. Они положительно влияют на наше настроение, а правильно подобранные и размещенные со вкусом комнатные растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению своеобразный комфорт.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети 2-й младшей группы.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Цель: Формирование интереса детей к комнатным растениям.
Задачи:
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для растений;
- формировать первоначальные навыки ухода за растениями;
- формировать начала исследовательской деятельности;
- развивать любознательность и познавательную активность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Планируемый результат: дети будут знать 3-4 комнатных растений, называть их части (корень, стебель, лист, цветок); научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания; дети научатся бережно относится к растениям.
Содержание проекта :
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Что необходимо растению для роста?», «Что изменилось», «Найди такой же», «Большие и маленькие» (к растению с большими листочками подобрать растение с маленькими, «Чего не стало?», «Собери цветок», «Где спряталась матрешка?» (на закрепление названий растений).
Пальчиковые игры
Психогимнастика
Продуктивная
Изготовление мини-паспортов на каждое комнатное растение.
Подготовка папок-передвижек для родителей: «Уход за комнатными растениями», «Комнатные растения».
Изготовление модели-схемы «Растение».
Аппликация, выполненная детьми «Комнатное растение».
Рисование пальчиками «Герань».
Чтение художественной литературы
Е. Благинина «Огонек»
Заучивание стихотворения «Герань»
Познавательно-исследовательская
Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете («С водой и без воды», «На свету и в темноте»)
«Комнатные растения украшают наш дом»
Цель: Формировать понятие «Комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений : они красивые, украшают комнату.
1. «Наблюдение за поливом комнатных растений».
Цель: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).
2. «Наблюдение за протиранием широких листьев растений»
Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.
Коммуникативная
Беседы:
- «Уход за комнатными растениями»;
- «Что нужно комнатным растениям для жизни?»;
- «Из каких частей состоит комнатное растение?».
Трудовая деятельность
Уход детей за комнатными растениями вместе с воспитателем (поливка растений, протирание широких листьев)
Открытая презентация проекта «Помоги растению»
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения, вода
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.
НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)
«Помоги растению» (2-я младшая группа)
Прог. сод: обобщить знания детей о комнатных растениях и уходе за ними;
развивать коммуникативные навыки, эмпатию;
воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются) и ласково, приветливо улыбнемся.
А сейчас давайте настроимся на нашу встречу и проведем небольшую зарядку. (Тренинг «Заряд бодрости».)
Мои ушки слышат все.
(Дети гладят ушки.)
Мои глазки видят все.
(Гладят глазки.)
Я вдыхаю аромат цветов!
(Делают вдох.)
Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать.
(Дети стоят в кругу. Раздается плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него цветок, который завял)
Кто это к нам пришел и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Но что же с тобой случилось?
Карлсон. Здравствуйте, ребята. Мой цветочек был когда-то таким красивым, а теперь он заболел и мне его очень жалко.
Воспитатель. Дети, а вам жалко цветочек? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова.
Дети. Красивый, нежный, ласковый, добрый, милый, хрупкий, веселый, яркий, алый. (отвечают по очереди)
Воспитатель. Молодцы! Но наш цветочек все равно грустит. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где же у тебя был этот цветочек и как ты за ним ухаживал?
Карлсон. Он рос у меня на крыше в моем домике, под ведром.
Воспитатель. Цветок? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем.
Дети. Под ведром нет света, тепла, воздуха, воды.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка.
Д/И «Что необходимо растению для роста?»
(Дети выбирают карточки и называют схемы.)
Воспитатель. Правильно, ребята! Без тепла, влаги, земли и света растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность и любовь, поэтому твоему цветочку под ведром было неуютно, и он завял.
Карлсон. Больше я его под ведром держать не буду.
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы стать красивыми цветами?
Дети. Да!
Воспитатель. Я приглашаю вас в круг.
(Проводится психогимнастика «Я растение»)
Закройте глазки и присядьте.
Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в теплую землю. Оно еще совсем слабое, хрупкое, беззащитное.
Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.
Растение начинает расти.
(Дети медленно поднимаются.)
Листики поднимаются к свету.
(Руки поднимают вверх.)
Растение чувствует себя хорошо.
(Руки опускают.)
Упражнение выполняют под музыку в медленном темпе.
Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами?
(Дети отвечают и садятся на стульчики)
Карлсон. Ребята, подскажите, пожалуйста. Из каких частей состоит мой цветочек. Я ведь этого не знаю.
Воспитатель. Мы с удовольствием тебе поможем – расскажем об этом по чудо - картинкам. Послушай, Карлсон, рассказ детей.
Дети. У растения в горшке прячется корешок, от корешка идет стебель. На стебле есть листья и цветы.
Воспитатель. Молодцы. Ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья и цветы. Все они нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они так старались.
Карлсон. Запомнил, запомнил, а я еще знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю! (Делает вид, что хочет полить растение)
Воспитатель. Подожди, подожди, не торопись. Ты так можешь погубить растение. Вот и свой цветочек ты неправильно поливал.
Карлсон. Как погубить? Вы же говорили, что вода нужна для растения. Вот я и лью.
Воспитатель. Поливать тоже надо с умом, правильно. Посмотри, как это будут делать дети.
(На столе стоят растения которые надо полить. Ребенок поливает растение и рассказывает.)
Ребенок. Носик лейки кладу на горшочек и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды лить нельзя, это вредно корешкам.
Воспитатель. Молодец! Действительно, поливать нужно аккуратно, не заливая растение водой, иначе оно погибнет.
Карлсон. Ура! Я теперь знаю все-все, как правильно ухаживать за моим цветочком.
Воспитатель. А сейчас, ребята, вставайте в круг. Закройте глаза, что-то должно произойти.
Раз, два, три – посмотри! (Цветок подменить на хороший)
Карлсон. Ой, мой цветочек стал здоровым и веселым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать все правильно. Ну, мне пора улетать! Пока!
Воспитатель. До свидания, Карлсон! Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни?
Дети. Свет, вода, тепло, воздух, земля.
Воспитатель. Все вы сегодня отвечали и рассказывали правильно. И всех мне хочется отметить. (Назвать по имени каждого ребенка). Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем у них спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»