Получи документы

Экологический проект «Лэпбук как средство формирования экологических знаний»

Анна Посадскова
Экологический проект «Лэпбук как средство формирования экологических знаний»

Для детей подготовительной группы «Красная шапочка»

Актуальность проекта : Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Публикация «Экологический проект „Лэпбук как средство формирования экологических знаний“» размещена в разделах

Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, а игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей.

В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому есть необходимость в его разработке.

Таким образом, возникла необходимость в выборе темы проекта "Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста".

Вид проекта : практико-позновательный.

Продолжительность проекта (краткосрочный)

Объект проекта : современные средства обучения детей дошкольного возраста.

Предмет проекта : использование лэпбука в процессе обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: можно предположить, что формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий: систематического использования лэпбука в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирования устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбука.

Цель проекта : изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.

2. Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.

3. Разработать лэпбук по экологии как средство обучения детей дошкольного возраста на 2016-2017учебный год.

Направления деятельности по экологическому воспитанию :

- информирующее;

- эмоционально-психологическое;

- практическое.

Участники проекта : Дети подготовительной группы во главе с воспитателями Посадсковой А. В., Комовой Н. И. ,родители.

Методы и формы используемые в проекте : исследования, наблюдение, проблемные вопросы, чтение художественной литературы, ручной труд.

Презентация «Лэпбук : от идеи до воплощения». Проведение мастер-класса с педагогами «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста». Организация выставки "Лэпбук – это интересно!"

В работе используется компьютер и МФУ для распечатывания шаблонов и заготовок. При их отсутствии возможно ручное изготовление лэпбука из подручного материала. Сбор материала, изготовление дидактических игр, Красной Книги, «бродилок»

Оснащение предметно- пространственной среды -изготовление интерактивной книги «лэпбук»

Проект состоит из трех этапов: основной, исследовательский,

заключительный (обобщающий).

Организационные формы работы над проектом.

Основное содержание проекта. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Еще одной положительной стороной лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Говоря о природе нашего края, дошкольники узнают и делятся информацией о многообразии растительного и животного мира, их взаимосвязях, проблемами в экологии родного края.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Необходимо отметить, что применение лэпбука во время НОД и в совместной деятельности возможно не всегда по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дошкольники в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но им приходится детализировать информацию по теме лэпбука, креативно подходить к объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

Также от педагога, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Этапы работы над проектом :

- на подготовительном этапе педагог выбирает и формулирует тему проекта. Определяет объект, предмет проекта, гипотезу. Изучает литературу по проблеме исследования.

- основной этап – это создание лэпбука “2017 год экологии в России”, который состоит из развивающих элементов; педагог использует лэпбук в образовательной деятельности, планирует создание других лэпбуков по более узкой теме.

Подготовка презентации для педагогов «Лэпбук : от идеи до воплощения». Проведение мастер-класса с педагогами «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».

- на заключительном этапе. Организация выставки "Лэпбук – это интересно!" Изготовление в совместной деятельности лэпбука "Красная книга ".

Ожидаемые результаты: создание лэпбука по экологии.

Практическая значимость состоит в использовании материалов, разработок по применению лэпбука в практике образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. В планах намечено знакомство родителей с лэпбуком как формой совместной деятельности с ребенком. Перспективами реализации данного проекта является использование освоенной технологии лэпбука в других темах и проектах по основным темам в соответствии с программой «Экология родного края» для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся по экологии.

Презентация проекта планируется на педагогическом совете.

Заключение

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Целью данного проекта было изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Для его реализации был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов был разработан и создан лэпбук по экологии для познавательной деятельности и экологической грамотности детей, при реализации образовательной программы «Экология родного края».

Планируется провести различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с педагогами для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.

Публикации по теме:

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени — хоста» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Королева тени - хоста Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за хризантемой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за хризантемой" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Лэпбук как средство обучения и способ систематизации знаний в современном образовательном пространстве ДОО 1 слайд. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые формы.

Лэпбук как средство систематизации полученных знаний в рамках математического проекта «В царстве сказочной математики»Лэпбук как средство систематизации полученных знаний в рамках математического проекта «В царстве сказочной математики» Педагогический опыт Не для кого не секрет,что в современном дошкольном образовании уже достаточно плотно закрепился такой метод проектной.

Опыт формирования экологических знаний у детей 4–5 лет посредством мордовского фольклора Формирование этноэкологических знаний у детей 4-5 лет посредством мордовского фольклора предполагало следующую систему работы: 1. Развитие.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возрастаУниверсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Уважаемые родители, коллеги! В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Лэпбук как средство формирования экологических знаний»
Опубликовано: 7 июля 2018 в 18:09
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД