МААМ-картинки

«Люблю березку русскую». Экологический проект (3 фото)

Светлана Маркова
«Люблю березку русскую». Экологический проект

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Публикация «„Люблю березку русскую“, Экологический проект» размещена в разделах

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом занятия по экологии проводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологический калейдоскоп” и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.

Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Детям задавались вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.

Помимо лаборатории в группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения разных стран. Ведётся картотека комнатных растений. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически. В природном уголке так же представлены разные климатические зоны: полюс, тропики, пустыня, средняя полоса и различные виды ландшафтов: овраг, горы,равнина,река,болото,водопад,озеро.

Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда. Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на окне, такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы и. т. д, дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих наблюдений дети фиксируют в дневник.

Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.

Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада, позволяет значительно расширить объекты наблюдения. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:

1. Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами «Уголок леса».

2. Цветник.

3. Огород.

4. Сад.

5. Луг.

6. «Птичья столовая».

7. Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.

8. Вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания.

9. Старый пень, покрытый мхом и грибами.

10. Участки лекарственных трав «Зелёная аптека».

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Я считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе и появляется интерес к ней и любовь.

Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках обращаю внимание детей на красоту родной природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организую практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала. Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме того можно использовать разнообразные игровые упражнения: " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравятся играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность. Возможность проводить систематические наблюдения и эксперименты позволяет удовлетворять любознательность детей. Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и наблюдая за животными существами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных. Всё в наших руках, учите детей любить природу!

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»).

Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов ( например: «Когда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).

В группе имеется богатый набор экологических (дидактических) игр: «Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки» и т. д. А также игры, нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».

Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. .

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции "Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

«Люблю березку русскую». Экологический проект
Фото «Люблю березку русскую»
. Экологический проект - фото
Публикации по теме:

Презентация «Люблю берёзку русскую!» Данная презентация рассчитана на дошкольников. В данном проекте воспитатели с детьми старшей группы проделали огромную познавательную работу.

Аппликация силуэтная «Люблю березку русскую» для детей старшего дошкольного возрастаАппликация силуэтная «Люблю березку русскую» для детей старшего дошкольного возраста .

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую» Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую» Цель: - продолжать формировать интерес детей к родной природе; -обобщать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Люблю берёзку русскую» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: "Люблю березку русскую" Цели занятия: развивать у детей умение видеть.

Конспект по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую»Конспект по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Люблю березку русскую» Восп-ль: Новикова Е. В» Программа нравственно-патриотического.

Проект «Люблю березку русскую»Проект «Люблю березку русскую» Проект «Люблю березку русскую» Проект «Русская березка» Актуальность: Огромную роль в экологическом образовании детей играет исследовательская.

Фоторепортаж «Люблю русскую зимушку»Фоторепортаж «Люблю русскую зимушку» Наверное, каждый из нас с детства хранит в душе теплые воспоминания о зиме. Мама доставала шубу и сапоги с антресолей, папа заклеивал окна,.

Проект «Люблю березку русскую» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Проект «Люблю березку русскую» для детей.

Проект по формированию экологической культуры у старших дошкольников «Люблю березку русскую» 1 этап - Разработка проекта. Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Расширять.

Конспект НОД «Люблю березку русскую!» по познавательному развитию Подготовительная группа Воспитатели: Толстун Ю. А. Берёза – одно из самых красивых деревьев лесов нашего региона. Она одной из первых в лесу пробуждается первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Люблю березку русскую». Экологический проект
Опубликовано: 8 июня 2019 в 09:25
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД