Любовь Михайлина
Экологический проект для детей подготовительной группы «Медвежья жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16
«Ласточка»
Авторский
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Воспитатель высшей квалификационной категории
Михайлина Любовь Валерьевна
Участники проекта :
- педагоги
- дети старшего дошкольного возраста 6 -7 лет
- родители
Время проведения. Декабрь - март
Миссия:
Публикация «Экологический проект для детей подготовительной группы „Медвежья жизнь“» размещена в разделах
- Медведь, медвежата
- Медведь. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Внести вклад в развитие детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в проектную экологическую деятельность.
Идея проекта :
Совершенствовать экологические знания детей посредством вовлечения их в проектную деятельность.
Цель проекта :
• стимулировать познавательную деятельность дошкольников,
• способствовать духовному обогащению и познанию окружающего мира,
• выработать ценностные ориентации на основе положительного опыта, культуры, традиций и быта коренных жителей Севера.
Задачи проекта :
Уточнить знания детей о животных нашего края.
Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивать познавательные способности, любознательность.
Развивать навыки самопознания и положительной самооценки.
Воспитывать любовь к живой природе.
Стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
Тип проекта :
Групповой, долгосрочный, информационно – познавательный.
Вместо предисловия
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью формирования начал экологической культуры населения и имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры личности, одновременно к процессу приобщается значительная часть взрослого населения - работники сферы дошкольного воспитания и родители, что; безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?
Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.
Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром — нам помогает метод проектов.
Неразрывная связь мира людей и мира природы символически выражена в предании о предке человека у обских угров – медведе. Что медведь – не животное, скажет вам любой хантыйский или мансийский ребёнок. Он почетный старец или младший брат, он священный сынок. Медведицу не называют святой дочерью.
«Пупи-як» (Медвежий праздник) - праздник, который устраивают по случаю добычи медведя. Сегодня у знатного охотника собрались гости, чтобы достойно проводить на небо душу убитой медведицы. Услышав о празднике, со всей округи съехались соседи, собрались исполнители священных песен и танцев. Помещение, где проводятся празднества, очищается окуриванием дымом. Люди тоже очищаются, посыпав друг друга снегом. С этого момента начинается священнодействие. Для стариков это встреча с прошлым, с родовой памятью
Этапы реализации проекта
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный I этап
Игровая ситуация: пришло письмо с приглашением на медвежий праздник.
Проблема: что мы знаем о медведях и почему у ханты и манси медведь — священное животное. Что такое медвежий праздник?
Задача:
- собрать информацию о медведе как представителе животного мира
- познакомиться с обычаями и традициями народов ханты и манси Принимаем приглашение Необходимо, как можно больше узнать о медведе.
Собрать информацию о «Медвежьем празднике»
Подготовка подарков к празднику:
- Рисунки, поделки, стихи, песни и др.
II
этап Предлагаю детям разделиться на группы, чтобы собрать информацию по разделам:
- живой объект природы
связь с человеком
обычаи и традиции народов ханты и манси, связанные с образом медведя. Дети разделись на группы :
«Медведь — живое существо» «Медведь и человек»
«Медведь — священное животное»
Деятельностный III этап Сбор и систематизация материала
Сбор и систематизация материала
Итоговый IV
этап Оформление материалов
Подготовка презентации проекта
Презентация проекта
Проект «Медвежья жизнь»
Название проекта Цели и задачи Формы и методы Предполагаемый результат
«Медвежья жизнь»
Цель: Сформировать представление детей о разнообразии животного мира.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как о священном животном ханты и манси.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания.
- Формировать представления о животных тайги и тундры, об отношениях аборигенов Севера к окружающей природе.
- Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народов среднего Приобья.
Помочь ребенку сформировать основы активной жизненной
позиции; осознать экологическую ценность природы, ее единстве с человеком;
воспитывать умение сопереживать
всему живому.
- Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родными. 1. Чтение художественной литературы
2. Рисование разнообразных медведей.
3. Познавательные минутки
4. Игры.
5. Рассматривание фотографий медведей.
6. Разучивание стихов о медведях.
7. Чтение легенд и сказок о медведях.
8. Придумывание экологических знаков в защиту медведей.
9. Вечер загадок о медведях.
10. Выставка детских рисунков и поделок из природного материала.
11. Театрализованное представление «Медвежьи игрища»
Расширение и углубление
представлений о многообразии
животного мира ХМАО - Югры, интереса к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья
Организация и проведение экологического проекта «Медвежья жизнь»
Этапы Наименование мероприятия Цели и задачи Сроки проведения Участники
Организационный Игровая ситуация: Пришло письмо с приглашением на медвежий праздник. Что мы знаем о празднике, о медведе?
- собрать информацию о медведе как представителе животного мира
- познакомиться с обычаями и традициями народов ханты и манси
Декабрь -1 неделя Педагоги, дети, родители.
Деятельностный НОД.
Рассматривание картины «Медведь»
Цель. Дать детям элементарные
знания о внешних отличительных особенностях медведя.
Задачи. Расширять знания детей о том, чем питается медведь;
о внешнем виде (большой, очень сильный зверь, живущий в лесах; шерсть у него жесткая, густая; морда вытянутая, на голове небольшие округлые уши; ноги толстые, лапы широкие;
питается медведь ягодами, орехами, любит мед;
на зиму медведь забирается в берлогу). Воспитывать у детей интерес к диким животным.
Декабрь— 2 неделя Педагоги.
НОД
Чтение ненецкой сказки
«Медвежья шкура»
Цель. Познакомить детей с ненецкой сказкой «Медвежья шкура».
Задачи. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя распространенные предложения.
Учить детей образовывать прилагательные сравнительной степени.
Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.
Воспитывать интерес к творчеству народов Севера.
Декабрь— 3 неделя
Педагоги
НОД
Заучивание стихотворения «Мишка» З. Александрова
Цель. Учить осмысливать прочитанное, замечать изобразительно - выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями;
упражнять в подборе синонимов. Декабрь
- 4 неделя Педагоги
Свободное общение
Познавательная минутка
«Беседа о белом медведе»
Цель. Обобщить и расширить знания детей о фауне Крайнего Севера. Формировать представление о жизни полярного медведя, его приспособленности к жизни на Крайнем Севере. Закрепить правила поведения людей при встрече с грозным животным. Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Активизировать словарный запас. Январь— 1 неделя Педагоги
НОД
Рисование на тему.
«Мишка делает зарядку»
Цель. Продолжать учить детей рисовать игрушечного медвежонка, передавая несложные движения, добиваясь выразительности образа.
Задачи. Упражнять детей в изображении животных, используя знакомые приемы рисования; познакомить детей с новой техникой рисования пушистой, жесткой кисточкой. Развивать фантазию, творческое воображение. Январь— 2 неделя Педагоги
Подвижная игра «Бой медвежат»
Цель игры. Развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств. Январь— 3 неделя
Свободное общение
Беседа по картине «Сравнение бурого и белого медведя» Цель. Учить детей сравнивать животных.
Задачи. Находить общее между ними (Внешние характерные признаки, повадки, повадки, чем питаются, какую пользу приносят дикие животные, находить отличительные признаки. Расширять знания детей о жизни диких животных зимой. Январь
3 неделя
Педагоги
НОД
"Составление рассказов по картине «Купание медвежат»
Цель. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. Январь- 4 неделя Педагоги
Свободное общение
Познавательная минутка
«Вглубь веков» Цель. Расширять знание о происхождении медведей. Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого. Веками народная мудрость передавала сказания, легенды, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки и сказки о медведях из уст в уста. Февраль— 1 неделя
НОД
Чтение «Медведь» В. Зотов Цель. Уточнить и закрепить с детьми понятие «животные»;
уточнить особенности внешнего вида медведя.
Закрепить знания об образе жизни, окраске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Февраль— 1 неделя Педагоги
Свободное общение
Познавательная минутка
«Как дела у медведей» Цель. Познакомить детей с Красной книгой, и какие виды медведей занесены в Красную книгу. Воспитывать любовь и чуткость животным. Февраль— 2 неделя Педагоги
НОД
Лепка
«Мишка косолапый по лесу идет.».
Цель. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать интерес к скульптурам малых форм, к работе скульптора;
формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства;
учить лепить скульптуру медвежонка, во время работы пользоваться натурой и рассматривать ее со всех сторон, передавать форму, пропорции, характерные детали; закреплять умение аккуратно соединять части путем примазывания.
Развивать мышление, творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук, речь.
Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу. Февраль— 3 неделя Педагоги
НОД
«Медведь - священное животное ханты и манси»
Цель. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.
Задачи.
1. Познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном ханты и манси.
2. Уточнить знания о животных нашего края.
З. Продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.
4. Развивать познавательные способности, любознательность
5. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям коренных народностей среднего Приобья. Февраль- 4 неделя Педагоги
НОД
«Жизнь бурого медведя весной»
Цель. Познакомить детей с весенним образом жизни животного : что делает медведь, чему учит медвежат и т. д.
Задачи. Закрепить у детей представления о жизни медведя зимой развивать познавательную активность, интерес к жизни животных. Март — 1 неделя Педагоги
НОД
Заучивание стихотворения «Медведи просыпаются»
Е. Глызь
Цель. Расширять, углублять и конкретизировать представления детей о медведе. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания, делать выводы.
Развивать познавательный интерес детей к жизни природных обитателей, заботливое отношение к ним.
Воспитывать любовь к литературе. Март — 2 неделя Педагоги
Вечер загадок, пословиц и поговорок о медведе. Цель. Учить детей отгадывать загадки, обогатить речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками. Воспитывать любовь и интерес к малым формам фольклора. Март — 3 неделя Педагоги
Свободное общение
Познавательная минутка
«Медвежий праздник» Цель. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями коренных народов, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества). Март - 4 неделя
Итоговый Театрализованное представление «Медвежий праздник» Цель. Приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси.
Задачи.
1. Показать детям отношение аборигенов севера к медведю, как священному животному, их веру в могущество и силу этого животного.
2. Развивать сценические способности, умение передавать настроение,
действия мимикой и пантомимой.
З. Обогащать словарь детей по теме (бубен, нарты, медвежьи игрища).
Упражнять в умении передавать содержание легенды близко к тексту,
правильно согласовывая слова в предложении.
4. Воспитывать интерес к традициям других народностей. Март - 4 неделя Педагоги, дети, родители.