любовь казина
Экологический проект «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Мир вокруг нас».
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
9 месяцев.
Участники проекта : дети старшей гркппы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Экологический проект „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Живая – растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, полезные ископаемые.
В Законе об образовании указано, что «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.
Сегодня в Кузбассе детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Актуальность:
В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников методом экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Он тесно связан со всеми видами деятельности.
Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно.
Дети учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем.
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Обогащать представления о мире природы.
2. Активизировать и развивать познавательные способности.
3. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения.
5. Учить соблюдать технику безопасности в ходе проведения опытов и экспериментов.
6. Поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком.
Этапы:
I. Подготовительный:
1. Создание предметно-пространственной среды:
• «Полочка умных книг» - подборка художественной литературы природоведческого характера;
• подбор материала о растениях и животных на тему «Мы их знаем»;
• подбор иллюстраций о животном и растительном мире;
• оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.
2. Изготовление (приобретение) дидактических игр.
3. Создание картотек согласно плану работы.
II. Основной:
занятия, беседы;
эксперименты, опыты;
наблюдения, дидактические игры, подвижные игры;
взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Работа по проекту проводится 1 раз в неделю в течение учебного года, как часть ООД по познавательному развитию и во 2 половине дня в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности, через трудовую, опытно-экспериментальную деятельность.
III. Заключительный этап.
• оформление выставки рисунков «Мир природы»;
• вовлечение родителей в участие конкурса поделок из природного материала;
• создание методических разработок.
Форма организации:
• может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
• наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”.
• плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
• существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
Ожидаемые результаты: дети по окончании проекта обладают :
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут;
элементарными представлениями из области живой и неживой природы;
пытаются самостоятельно давать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
знают нормы поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности.
Приобретают опыт:
в исследовательской деятельности;
в выборе методов;
в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности.
Ресурсы - методическая литература, методические разработки педагогов, использование ИКТ, интернет-ресурсы, методическая копилка воспитателя.
Риски:
1. Слабая заинтересованность детей и родителей.
2. Непостоянство состава детей в течение образовательной деятельности.
Пути преодоления:
1 .Индивидуальная работа с отсутствующими детьми.
2. Изготовление памяток для родителей
3. Совместные мероприятия с детьми и родителями.
Свою работу я начала с подборки методической и детской литературы.
Подобраны дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, экспериментов и наблюдений, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование экспериментального уголка группы.
Планирование на 9 месяцев.
На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о растениях, как живых существах, сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчиваются продуктивной деятельностью. ( фото: ООД «Измерение объёма»).
Вначале дети высказывают свои предположения, чем можно измерять сыпучие материалы и жидкости, а затем на практике применяют полученные знания.
В процессе знакомства с магнитом дети, экспериментируя, узнают о его свойствах и необходимости применения в практике. (фото ООД «Магнит»)
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “ Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы проводим различные опыты и эксперименты: с воздухом, песком, водой, тенью.
Воздух: как можно его увидеть и почувствовать.
Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
1. У нас есть вдох и выдох.
2. Можно ли поймать воздух?
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.
И нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дети знакомятся с песком и глиной. Они сами пробуют добывать песок из камней, узнав его происхождение. Рассматривают через лупу, из чего он состоит. Наблюдают за течением песка «Песчаный конус». Изучают:
1. Свойства сухого песка.
2. Свойства мокрого песка.
Огромный интерес вызывает знакомство с песочными часами.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле. Суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах.
Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
1. «Текучесть воды». Не имеет своей формы.
2. «Волшебное свойство воды». Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).
3. «Тонет, не тонет». В тазик с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
4. «Окрашивание воды». Познакомить детей с изменением цвета воды. Дети добавляют в воду краску и видят, как вода меняет цвет. (Она окрасилась в тот цвет, который добавлен в воду, по выбору ребенка).
5. «Смешивание красок». Дети, смешивая краски, подбирают новые цвета, которые в дальнейшем будут использовать для рисования объектов природы.
Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений, а также собственной продуктивной деятельности в природе.
Именно, наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с ней, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе.
Где снег и лед быстрее растает, в руках с рукавичками или без них? Снег и лед растаяли быстрее без рукавиц и превратились в воду от соприкосновения с теплом. Рукавички разъединяют тепло рук и холод.
Наблюдаем за растениями, насекомыми, птицами, погодными явлениями, которые в последствие дети отражают в календаре природы. Нам удалось очень близко рассмотреть синичку. А на дереве, рядом с входом в детский сад, дети заметили целую стаю синиц, которые облепили ветки. Зимой дети подкармливают птиц семечками, крошками хлеба.
В группе дети наблюдают за комнатными растениями. Особенно им понравилась хризантема и на протяжении трёх месяцев мы наблюдали за её ростом и ухаживали.
Также ребята с интересом разглядывали ветки черёмухи, сливы и смородины. Сравнивали сходство и различие веточек. Поставили их в воду и наблюдали за ними. Какова же была их радость и удивление, когда дети увидели первые листочки на одной ветке. Они брали в руки листик, растирали его, а затем на запах определили, что это ветка смородины.
Ещё ребята проводили опыт с луком «Нужен ли свет растениям»? Мы в стаканчики с водой поставили лук:
Один – на свет, а второй без света.
Сделали вывод, что растениям нужен свет.
Следующий эксперимент – это лук в земле, но полили не весь. Решили проверить, нужна ли вода растениям. Предположения детей подтвердились: для роста растений нужна вода.
Чтоб в саду мы не скучали,
Много знаний получали,
На окне, на нашем, вот
Появился огород!
Сначала дети рассматривали семена. Сравнивали сходство и различие между ними. Семена гороха замочили в чашках Петри. А остальные посадили в горшочки. И в дальнейшем за ними наблюдали. Уже на третий день появились три ростка кабачка и взошёл салат. Одна горошинка дала росток. Дети с интересом его разглядывали и вели обсуждение. Что же это такое? Продолжаем вести наблюдения за всходами семян, ростом и развитием растений. Растения находятся на подоконнике на солнечной стороне. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.
Лучше понять изучаемый материал ребенку помогает игра, ведь играя, дети учатся творить, выстраивать цепочку взаимосвязей в природе. Игры: «Что растению нужно для роста», «Составь целое из частей», «Собери последовательно цвета радуги» развивают самостоятельную мыслительную деятельность. В игру «Всезнайка» включены такие дидактические игры, как «Кто, где живёт?», «Кто, что ест». Поэтому, использование дидактических игр в проекте, одно из важных его звеньев.
Художественно – эстетическое развитие. Свои знания ребята используют на занятиях лепки, рисования, аппликации. Коллективная работа по теме «Весенние цветы. Ландыши», рисование снегиря, пластилинография по сказке «Колобок», поделка из бумаги «Мама обнимает птенчика».
Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде, как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями. Дети на практике усваивают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Поливая цветы, дети видят, как на них появляются всё новые бутоны, из которых впоследствии образуются цветочки. Убирая листву, мы обговариваем, для чего она нужна и почему её убираем. Расчищая дорожки, мы снег сгребаем к кустарникам и опять выясняем, с какой целью это делаем: защищаем корни от замерзания. Играя, используем свойство снега на практике.
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Лучшее воспитание – пример родителей. Вместе с родителями дети носили песок на участок малышам. Изготовили поделки из природного материала, книжки – малышки «Домашние питомцы», «Моя первая зоология», «Дикий мир природы». Создали фотоальбом по познавательному развитию, один из разделов которого «Моё любимое животное», проводили дома эксперименты с водой «Свойства солёной воды». В соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). Ухаживают за рассадой для огорода.
Результаты:
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
• склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
• знаком с произведениями детской литературы;
• обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы;
• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
• способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам;
• адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
• отработаны первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Список литературы:
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»–М. : ТЦ «Сфера», 2005.
• 2. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
• 3. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
• 4. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
• 5. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
• 6. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
• 7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
• 8. Интернет ресурсы.