Экологический проект «Мы-хозяева Земли»

Елена Михайлова
Экологический проект «Мы-хозяева Земли»

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Вселенная – это все что существует: материя, энергия, пространство и время. В нее входят все звезды, планеты и другие космические тела. Наша Земля среди них. Из космоса Земля прекрасная, голубая планета.

Природа в целом сама по себе не знает экологических проблем в их сегодняшнем понимании. Если они и возникали у некоторых групп организмов, то решались, как правило, медленным эволюционным путем на протяжении очень большим промежутком времени, когда замена одних форм другими для всей природы была почти незаметна. В отличии от этого экологические проблемы человечества стали весьма существенными проблемами всей природы на Земле. Человечество XXI века приобрело черты цивилизации потребления, экономика которой поддерживается за счет провокации большого числа вторичных потребностей.

В геологической истории Земли и раньше происходили изменения растительного покрова, ландшафтной структуры суши, химического состава атмосферы и климата. Имеет длительную историю и негативное воздействие человека на природу, но никогда ещё эти изменения и нарушения не имели такой качественной структуры и не происходили с такой быстротой, как в наше время. Означает всё это наступление глобального антропогенного экологического кризиса.

Поверхность Земли испытывает самую значительную по массе и очень опасную антропогенную нагрузку. В атмосферу выбрасывается менее 1 млрд. т. вредных веществ, в гидросферу – около 15 млрд. т. загрязнителей, то на землю попадает ежегодно примерно 85 млрд. т. антропогенных отходов.

К загрязнениям регионального масштаба относятся многие отходы промышленных предприятий и транспорта. В первую очередь, это касается диоксида серы. Он вызывает образование кислотных дождей, поражающих организмы растений и животных и вызывающих заболевания населения. Техногенные оксиды серы распределяются неравномерно и наносят ущерб отдельным районам. В крупных городах и промышленных центрах воздух, наряду с оксидами углерода и серы, часто загрязнен оксидами азота и твердыми частицами, выбрасываемыми автомобильными двигателями и дымовыми трубами. Нередко наблюдается образование смога. Хотя эти загрязнения носят локальных характер, они затрагивают многих людей, компактно поживающих на таких территориях.

Одним из основных загрязнителей окружающей среды является сельскохозяйственное производство. В систему круговорота химических элементов искусственно вводятся значительные массы азота, калия, фосфора в виде минеральных удобрений. В с. Варклед-Бодья есть свинокомлекс, который выливает свою навозную жижу на полях вокруг села. Это жижа попадает и в грунтовые воды, из-за этого у нас питьевая вода плохая, и в воздух, что даже дышать невозможно. Это может вызвать серьезные заболевания людей.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению санитарного состояния села жители сбрасывают мусор в не отведенных местах. В настоящее время несанкционированные свалки находятся: Мур нюк (Глубокий овраг, Усо шур (Усо речка) – в двух местах, Акташ нюк (Акташ овраг). Некоторые люди не брезгуют выбрасывать свой мусор и на улицах: проулка продолжение улицы Кирова, проулка на улице Советская. Если так будет продолжаться, то через несколько лет наше село станет одной большой свалкой.

Природа и земля вызывают к активности в личном жизненном пространстве, а личное очищенное пространство станет облагороженным пространством Земли. Мы не учим детей самому важному и главному: Воздух – отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.

Нельзя быть хозяином Родины, это звучит кощунственно – нужно быть её благородным и заботливым сыном. Мы много говорим о природных катаклизмах и уже начинаем привыкать к трагедиям. Каждый человек срубивший дерево, отравивший топливом маленькую заводь, виноват в природных катаклизмах, потому что они состоят из нашего общего пренебрежения к природе. Что мы творим? Что же нас ждет в будущем? Нам всем нужно остановиться и задуматься.

Чтобы ответить на эти вопросы и суметь их решить мы разработали проект.

Цель проекта: воспитывать понимание ребёнком самоценности природы, осознание себя как части природы.

Задачи проекта:

учить в корректной форме выражать своё отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего действия;

формировать и расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющими знаниями, обобщать, делать выводы;

воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий;

воспитание активной жизненной позиции.

Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и их родители.

Сроки реализации: с сентября по май.

Реализация проекта.

Подготовительный этап:

Изучение литературных источников по изучаемой проблеме.

Сбор данных о состоянии экологической обстановки в селе Варклед-Бодья, в окрестностях дошкольного учреждения.

Основной этап:

Изучение обстановки по поставленной проблеме в селе, в окрестностях дошкольного учреждения.

Обобщение изучаемого материала и привлечение к его реализации детей и родителей МБДОУ – детский сад села Варклед-Бодья:

- беседы и ООД по различным видам деятельности;

- чтение художественной и публицистической литературы;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- развлечения, досуги и праздники;

- просмотр видеосюжетов, мультфильмов;

- труд в природе.

Проведение экологических акций «Начнем с себя», «Мой чистый двор», «Уберем своё село» - привлечение внимания жителей села к создавшейся проблеме.

Выставка рисунков «Природа – дом твой, береги его».

Агитационная работа: создание фотогазет «Здесь были люди», «Жалобная книга природы», «Кто в домике живет?».

Участие в работе по приведению в надлежащий вид самых замусоренных улиц села Варклед-Бодья.

Заключительный этап:

Создание презентации, изготовление рекламного буклета.

Экологическое просвещение. Информация по темам «Экологическая ситуация в селе», «Окружающая среда и здоровье детей», «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»

Совместно с родителями следить за порядком на территории и вокруг МБДОУ – детский сад села Варклед-Бодья.

Повышение экологической культуры, сознания детей и родителей.

Примерный перспективный план по экологическому воспитанию детей.

Средняя группа.

Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.

Формирование системы представлений об окружающем материальном мире.

Формировать правильное осознанное отношение к объектам и явлениям природы.

Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Тема Форма проведения Содержание деятельности

Времена года ООД Знакомство с последовательностью смены времен года.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Экологическая тропинка Прогулка Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

Что ты сделал доброе для природы? Беседа Правильное отношение к природе.

Береги живое ООД Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Как мы дружим с природой Прогулка по улице Наблюдение в природе.

Природа в беде Просмотр видеофильма

Чистый дворик Труд в природе Знакомство с правилами поведения в природе, с главным принципом «Не навреди!»

Путешествие в страну Природаландия ООД Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Береги природу и помни, что все в твоих руках! Мультфильм

Работа с родителями

Родительское собрание «Как прекрасен этот мир» - повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Родительское собрание «Экология и мы» - создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом; способствовать сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Экологическая акция «Мой чистый двор».

Старшая группа.

Формирование у ребёнка осознания себя частью природного мира.

Развивать интерес к жизни объектов живой природы, формировать представление о том, что животные и растения живут в сообществе; о целостности и уникальности каждого сообщества; о разнообразии животных и растений на Земле.

Формировать и расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека в ней.

Тема Форма проведения Содержание деятельности

Планета Земля в опасности ООД Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Наши «помощники» ООД Знакомство детей с «помощниками» - анализаторами. Все объекты живой природы нуждаются в бережном отношении.

Прогулка в лес Настольно-печатная игра Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Чистая вода – богатство страны ООД Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Если хочешь быть здоров ООД Природа позаботилась о том, чтобы обитатели Земли имели все, что им нужно для жизни. Чтобы сохранить свое здоровье, надо беречь «Здоровье» окружающей среды.

Чистый дворик Труд в природе

Телеграмма из леса Просмотр видеофильма

Моё село Выставка детских рисунков Формировать положительное, эмоциональное отношение к окружающему миру.

Мусорный монстр Мультфильм

Как живет природа Экскурсия Понимание взаимозависимости человека и природы

Работа с родителями.

Круглый стол «Что значишь ты без трав и птиц…» - повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Круглый стол «Воспитание детей средствами природы. Как?» - ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждении проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.

Родительское собрание «Природа и мы» - Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а так же во время

реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.

Экологическая акция «Начнем с себя».

Создание фотогазеты «Жалобная книга природы».

Подготовительная к школе группа.

Учить детей ориентироваться в мире физических явлений.

Формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы, показывать зависимость состояния живых организмов и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества компонентов неживой природы.

Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы; обобщать и систематизировать представления природоведческого и природоохранного характера.

Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.

Тема Форма проведения Содержание деятельности

Через добрые дела можно стать юным экологом Чтение художественной литературы Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о растениях и животных.

Мой родной край: заповедные места ООД Познакомить детей с Государственным природным комплексным заказником «Кичке-Тан», памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах.

Знакомимся с «Красной книгой Татарстана» ООД Расширять и закреплять представление детей о природе родного края. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

Природа дарит чудеса ООД Продолжать знакомить с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое, отражать свои впечатления в рисунках, при выполнении заданий договариваться между собой, работать парами, развивать любознательность, наблюдательность, мышление, воспитывать любовь к природе, закрепить правила безопасного поведения.

Земля наш дом ООД Упражнять в поиске и формулировании элементарных причинно-следственных связей между явлениями окружающей среды. Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту.

Мы – хозяева Земли Экологическая акция Закреплять и обобщать понимания детей об ответственности за окружающую среду.

Жалобная книга природы Оформление фотогазеты Формировать умение видеть, оценивать и передавать своё отношение к окружающей действительности.

Мир вокруг нас Конкурс рисунка Уметь передавать в работе своё отношение к природе.

Планета Земля Просмотр видеофильма

Экология.

Экологическая корова Мультфильмы

В гости к природе Экскурсия Умение детей чувствовать жизнь природы и ощущать себя её частью

Почему нельзя выбрасывать мусор? ООД совместно с родителями Продолжать экологическое образование детей с целью воспитания у них норм и правил поведения в природе, любви ко всему живому, представив новую форму взаимодействия дошкольного учреждения с семьей – занятие – опыт.

Работа с родителями.

Экологическая акция «Мы – хозяева Земли».

Создание фотогазеты «Жалобная книга природы».

Экологический КВН с родителями «В союзе с природой».

Родительское собрание «Сберечь природу – сберечь будущее» - обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка. Обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Консультация «Экологическое воспитание детей в семье».

Список литературы.

1. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Т. И. Гризик – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/Под ред. Т. Ф. Бабыниной, Е. Х. Яруллиной. – Казань: РИЦ, 2012.

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Мир вокруг нас и я: Хрестоматия для дошкольников/Под ред. В. А. Анисимовой. – Ижевск: Удмуртия, 2003.

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Природа и ребенок//Программа экологического образования дошкольников/Авторы-составители: Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова, и др. /Под науч. ред. Р. К. Шаеховой – Казань: РИЦ «Школа», 2002.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Публикации по теме:

«День Земли». Экологический утренник для детей дошкольного возраста участвуют средние, старшие, подготовительные группы Основные задачи: • формировать бережное, ответственное отношение детей к родной природе.

Проект: «Богатыри земли русской» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА», ЕАО. ПРОЕКТ "БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ" Автор: Гордеева.

Проект «Традиции земли Волжской» Исследовательский проект: «Традиции земли Волжской» Актуальность проекта В современной образовательной системе центром является человек,.

Проект «Сокровища Земли» Актуальность проекта: Целью современного дошкольного образования является развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка с определенным.

Проект «Традиции земли Волжской» Исследовательский проект: «Традиции земли Волжской» Актуальность проекта В современной образовательной системе центром является человек,.

Экологический досуг «День Земли!» Экологический досуг «День Земли» в средней группе Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание бережного отношения к природе,.

Экологический праздник «День Земли» ДЕНЬ ЗЕМЛИ. (Экологический праздник). ВЕД: Здравствуйте дети, здравствуйте гости, Здравствуй наша планета Земля. Здравствуйте, океаны,.

Экологический праздник «День Земли» (фотоотчет)Экологический праздник «День Земли» (фотоотчет) «День Земли – это день ответственности перед планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью.

Экологический праздник День Земли. Для детей разновозростной группы в рамках проекта «Берегите природу!»Экологический праздник День Земли. Для детей разновозростной группы в рамках проекта «Берегите природу!» Цель: формирование у детей экологического сознания, убеждение в необходимости беречь и охранять планету Земля, красоту и творение её природы.

Экологический праздник «День земли» (старший дошкольный возраст) Экологический праздник «День земли» (старший возраст) Музыкальный руководитель Мухина Е. Ю. МБДОУ «д/с № 37 г. Елец.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Экологический проект «Мы-хозяева Земли»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 13:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Изготовление объёмной аппликации «Ягодное ассорти» из коктейльных трубочек
В рамках тематической «ягодной» недели мы с ребятами потрудились на славу: делали объёмную аппликацию «Вишни», рисовали веточку черники пальчиками, слушали...
Открытая непрерывная образовательная деятельность в детском саду «Лаборатория воздуха»
Открытая непрерывная образовательная деятельность в детском саду по теме "Лаборатория воздуха". На занятии с детьми мы проделывали различные опыты и...
Фоторепортаж «Покормите птиц зимой»
В нашем детском саду проводится акция "Покормите птиц! ". Целью акции является конечно, развитие гуманного отношения к птицам. Но чтобы проводить такую...
Мастер-класс «Шнуровки для детей своими руками «Кеды»
Наталья Пугач Мастер – класс «Шнуровки для детей своими руками «Кеды» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом...
Конспект инсценирования песни «Два веселых гуся» для детей младшей группы
Цель: создание положительного эмоционального настроя Задачи: Образовательные: формировать эстетический вкус у детей, знакомить детей с русским народным...