Ирина Симон
Экологический проект «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема :«Волшебница вода»
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники: дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : краткосрочный – один день).
Актуальность: Мы живем в эру потребительского отношения к природным богатствам, но необходимо задумываться о бережном отношении к окружающему миру, который очень хрупкий. Дети искренне воспринимают проблемы нашего века, в том числе и экологические.
Публикация «Экологический проект „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Переживая проблемные ситуации в игре, ребенок не останется равнодушным, когда вырастет. В предложенном проекте в самых разнообразных видах деятельности мы исследовали главное наше богатство – воду, ее интересные свойства; говорили о необходимости бережного отношения к воде. Проект осуществляется в рамках рабочей программы старшей группы.
Цель: Формирование представлений о видах, свойствах и состояниях воды; развитие экологического сознания.
Задачи:
1. Углубить знания детей о свойствах воды, о ее разных состояниях (роса, лужа, дождь, река, пруд).
2. Учить проводить опыты с водой: растворение сахарного и речного песка, очищение воды, испарение воды.
3. Формировать представления об агрегатных состояниях воды, наблюдать испарение воды на солнце.
4. Закрепить знания о круговороте воды в природе: «Путешествие капельки».
5. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках.
6. Формировать бережное отношение к воде.
Этапы проекта1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей, родителей и педагогов над проектом).
4 этап. Подведение итогов (создание выставки «Разный дождь», создание газеты «Экологическая тропа «Живая вода»).
Взаимодействие с родителями : проведение опытов по испарению воды во время кипения в кастрюле; по превращению воды в лед (замораживание) и превращение льда в воду (таяние льда).
Формы и методы: наблюдения, опыты, беседа, работа с родителями, НОД (рисование)
Средства: самостоятельная игровая деятельность совместная деятельность педагога и детей, дидактические игры, чтение художественной литературы, трудовая деятельность, рисование.
Условия проведения: в течении дня, групповая и игровая комната, исследовательский центр.
Результат проведения: рисунок «Разный дождь», стенгазета, сформировать представления о видах, свойствах и состояниях воды.
Реализация проекта :
Цель: создание проблемной ситуации, высказывание идей по поводу предстоящей деятельности в течение дня.
Утренний прием.
Загадывание загадок, пословицы и поговорки о воде
В о с п и т а т е л ь: А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку!
«Что за чудо рядом с нами?
Его точно каждый знает!
Волною берег омывает,
В туче по небу летает,
Ну а если наскучит ей – с тучи
Летит на землю с грозой гремучей! … (Вода)
Рассказать пословицы о воде:
- Вода всему госпожа : воды и огонь боится.
- Дождь вымочит, а красно солнце высушит.
- Вода - сама себе царь.
- Мир силен, как вода.
- Будет дождь - будут и грибы.
- Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.
- Идет дождь, даст он рожь.
В о с п и т а т е л ь: Мы сегодня будем исследователями, и узнаем, почему вода - это чудо, почему вода является волшебницей.
Мини- опрос «Что вы знаете о воде?
Утренняя гимнастика
Рано утром солнце спит, (Ладони к левой щеке)
Тишина вокруг стоит. (Ладони к правой щеке.)
Вот и солнышко проснулось (Подняли руки вверх, потянулись.)
И ребятам улыбнулось. (Руки в стороны, улыбнулись.)
Вдруг поднялся вихрь могучий, (Руки вверх, качаем руками.)
Появились в небе тучи, (Закрыли лицо руками.)
Дождь по крышам побежал, (Прыжки на месте.)
Барабаном застучал. (Хлопаем в ладоши.)
Ветер тише, тише, тише. (Наклоны вперед.)
Солнышко на небе выше. (Потянулись вверх.)
Вот цветок дождем умылся, (Присесть.)
Шмель над ним уж покружился. (Покружиться вокруг себя.)
С неба капает водица (Руки на пояс.).
Надо под зонтом укрыться (Дети встали в круг.)
Вместе встали мы в кружок
Сделали вперед прыжок,
Так мы весело и дружно
Перепрыгнем через лужу! (Движения по тексту.)
Чтение. Малые фольклорные жанры.
Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, внимание.
«Туман, туман…»,
«Дождик, дождик, припусти…»,
«Туча с громом сговаривалась…».
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Рассматривание книг, иллюстраций с водоемами, их обитателями.
Раскрашивание «Раскрась водой».
Прогулка
Дидактические игры.
Цель: закрепление знаний о воде, ее разных состояниях.
Д/игра «Подбери словечко: я знаю, что вода – это…» ( подбор разных состояний воды: роса, дождь, река)
Д/игра «Подбери словечко: что вода делает?» (подбор действий).
Совместная деятельность детей воспитателя
Наблюдения и опыты.
Цель: развитие практических действий в процессе экспериментов и опытов.
1. «Волшебница вода : опыты с водой». Растворение сахарного песка и речного песка в воде.
В о с п и т а т е л ь:
- Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода, сахар растворится). Сахар остался в воде, но его не видно.
- Если высыпать в воду речной песок, растворится он или нет? (Нет).
2. «Что плывет, что тонет?»
Формирование представления о плавании разных предметов: камень, кусок дерева, железная кнопка и ракушка из металла, бумага, пластмассовая пробка.
В о с п и т а т е л ь:
- Вот разные предметы. Кладите их в миску с водой и смотрите, плавают они или нет. Что плавает? (Дерево, бумага, металлическая ракушка, пластмассовая пробка).
- Что утонуло? (Кнопка, камушек).
- Почему кнопка утонула, а металлическая ракушка нет? Ведь они обе из металла. (Разные ответы, идеи). А из чего сделаны корабли? (Из железа). Они тоже не тонут, хотя тяжелые и железные. Но особая форма корабля не дает ему утонуть. Так же наша ракушка из металла – имеет бортики и форму кораблика и поэтому не тонет.
3. «Очистим воду от песка»
Очищение воды от песка способом фильтрования.
В о с п и т а т е л ь:
- Вода нужна всем животным, растениям и человеку. Без воды нет жизни. Поэтому воду называют «живой». Воду надо беречь. Давайте попробуем очистить нашу воду, в которой не растворился речной песок, и польем наш цветник. А для этого изготовим сами воронку из пластиковой бутылки.
4. «Куда делась вода?»
Формирование представлений об испарении воды на солнце - превращение воды в пар.
Наблюдение за испарением воды с асфальта при воздействии солнечного тепла.
Ручной труд.
Изготовление воронки для очистки воды из пластиковой бутылки.
Цель: совершенствовать навыки работы с ножницами и подручным материалом.
Подвижные игры.
Цель: развивать умение действовать по сигналу, внимание, выдержку, ловкость и быстроту.
«Рыбаки и рыбки»
«Земля, вода и воздух»
«Море волнуется»
Вторая половина дня
Мини опрос «Что мы узнали о воде?»
Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда!»
Цель: углублять знания детей о разных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном; развивать воображение.
Загадка:
Зимой все искрится недаром -
На солнце сияют кристаллы.
Как только мороз настает
Вода превращается в … (лед)
В о с п и т а т е л ь:
-А при чем же тут лед, если сегодня день воды? (Вода может превращаться в лед). А как вода может превратиться в лед? (замерзнуть). А можно ли сделать наоборот - превратить лед в воду? (растопить лед).
Загадка:
Мы как пушистая вата
Плывем по небу куда-то.
Прячем в себе дождинки,
Иногда – снежинки и льдинки.
И знают нас все наверняка,
Потому что мы ….(облака)
В о с п и т а т е л ь:
- Мы же сегодня говорим о воде, причем же здесь облачко? (облако состоит из пара, а вода может превращаться в пар)
- Где еще можно увидеть пар? (разные варианты ответов, например, кипение воды в чайнике).
Словесные игры.
Цель: развивать умение составлять рассказ, добавляя в предложение нужное по смыслу слово. Закреплять знания о круговороте воды в природе.
«Путешествие капли».
В о с п и т а т е л ь: Если мы подумаем, то рассказ придумаем!
Капелька жила в море.
Было душно и жарко.
Ярко светило …. (солнце).
Подул легкий ….(ветерок, подхватил капельку и понес ее вверх.
Ветерок принес капельку на белое пушистое … (облако).
Облако становилось все больше и больше, и превратилось в большую (тучу).
Вдруг ярко блеснула (молния).
Раздался оглушительный … (гром).
Началась (гроза).
Пошел сильный … (дождь).
Капелька упала с дождем на землю.
На земле после дождя появились глубокие (лужи).
А на небе сияла разноцветная (радуга).
Все рады воде - (растения, животные, птицы, люди).
Посмотри вокруг – заметить несложно,
Что жизнь без воды на Земле невозможна,
Нас окружает везде и всегда
Волшебница, чудо – живая вода!
Трудовая деятельность. Полив растений очищенной водой.
Цель: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе. Расширение кругозора детей, их знаний о важности воды для жизни растения.
Чтение стихов
Бальмонт К. «Росинка».
Токмакова И. «Ручей», «Туман».
Проблемная ситуация «Грязная вода»
Вода – самое загадочное вещество на нашей планете. Ее мы пьем, ею умываемся, ее боимся, если это буря или шторм, ею любуемся – когда смотрим на море или на каплю росы. Наши бабушки и дедушки пили воду прямо из водоемов, а сегодня воду надо обязательно кипятить или употреблять бутилированную. Почему? (Вода может быть грязной). Кто загрязняет воду? (Люди).
- А как люди загрязняют воду? (Разные ответы детей; засоряют водоёмы, выливается нефть из танкеров).
- А могут люди не загрязнять воду? (Да, убирать мусор, очищать водоемы, аккуратно перевозить нефть).
- В воде и рядом с ней обитает много животных. Они загрязняют воду? (Нет)
В о с п и т а т е л ь:
- Если бы люди не будут беречь воду, то тогда все живое на планете подвергнется опасности. В грязной воде не могут жить животные и растения, грязная вода не пригодна для жизни. Поэтому вода – это жизнь, ее надо беречь и охранять.
Рисование по замыслу «Разный дождь».
Цель: закреплять умения выбирать сюжет рисунка, технику выполнения работы (грибной дождь, с градом, ливень, осенний дождь и др.).