Галина Юрьевна
Экологический проект «От семечка до деревца»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 175
«От семечка до деревца»
Воспитатель:
Желенкова Г. Ю.
Оренбург 2022.
Проект «От семечка до деревца»
«Много леса — береги,
мало леса — не руби,
а нет леса — посади»
(Народная мудрость)
Аннотация проекта
Публикация «Экологический проект „От семечка до деревца“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы на тему: «От семечка до деревца»
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода в воздухе. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты, так как потерялся непосредственный контакт человечества с природой: люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. В настоящее время дети очень мало общаются с природой. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль. Очень часто можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Поэтому, с одной стороны – важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром (в частности, с деревьями, формирование у них убеждения о необходимости бережного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной и систематической работы привели к выбору темы проекта. Суть этого проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей и их родителей к зелёным насаждениям, углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Посадить дерево очень просто. Действие, которое займет несколько минут, будет иметь эффект на протяжении десятков лет. Деревья улучшают состав воздуха и почвы, радуют глаз. Это наш дар будущим поколениям, Земле и всему живому.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы узнали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что нет такого дерева как Павловния. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить деревья?» У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним. И мы решили не остаться в стороне и подарить нашему родному садику, новые деревья, которые будут расти, и радовать всех. В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить из семечка - Павловнию», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о новом необычном дереве, сколько лет живёт, чем полезна для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
Образовательные
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей дерева (корень, ствол, ветки, листья).
Развивающие
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Воспитательные
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами растения.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Вид проекта :
групповой,познавательно-исследовательский
Участники проекта
Дети подготовительной группы, родители, педагоги
Сроки реализации проекта :5 месяцев
Этапы реализации проекта
1 этап - организационный
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о Павловнии, и других деревьях.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» ( Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить не только павловнию, катальпу, мандарин и лимон?»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и календарь наблюдений за ростом деревьев.
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
2 этап - основной
Вид деятельности
Формы организации детской деятельности
Игровая
деятельность Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь», «Определи на ощупь».
Н/и «Как зовут тебя деревце».
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».
Коммуникативная
деятельность Мини-обзор «Экологический знак».
Составление рассказа по картине «Посадка деревьев».
Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).
Составление рассказа по картине «Дерево».
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Рассматривание коллекции семян.
Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т. д.).
Рассматривание альбома «Деревья- наши друзья».
«Дерево- дом и столовая для животных».
Цикл наблюдений за прорастанием ростков посаженных семян деревьев.
Наблюдение за ветками, березы и катальпы, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»
Исследовательская деятельность
«Зачем растению корень?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем поселке?» (совместно с родителями);
«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста, «Где спрятались семена?».
Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево», (совместно с родителями).
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».
Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).
Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983, «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932, «Лоракс» (2012, «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Самообслуживание
и элементарный
бытовой труд Посадка семян павловнии, катальпы, желудей дуба, лимона и мандарина в детском саду.
Поручение «Полив росточков».
Конструирование
Оформление макета дерева с плодами и семенами.
Художественно-эстетическая
деятельность Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».
Рисование «Экологический знак» (совместно с родителями)
Аппликация с элементами рисования «Зимнее дерево»
Рисование с натуры «Ветка яблони».
Аппликация с использованием пластилинографии «Могучий дуб».
Музыкальная
деятельность Слушание:
Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».
«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.
Двигательная
деятельность Физкультминутки «Про деревья».
Пальчиковая гимнастика: «Елка».
П/ игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».
3 этап - заключительный
- Оформление выставки творческих работ: «Ветка павловнии», «Красивое дерево», «Экологический знак».
- Заполненный дневник наблюдений за ростом семян деревьев.
-Оформление проекта
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Предполагаемые продукты проекта
- Выращенные саженцы деревьев.
-Макет «Дерево с плодами»
-Коллекция «Плоды и семена деревьев».
Критерии и показатели эффективности проекта
- Расширились знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
- Возрос исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
- Повысилось умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
- Возросло понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
- Родителей принимали активное участие в совместной деятельности с детьми и педагогом.
-У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Итоговое мероприятие
-Мини-обзор для детей старшей группы «Экологический знак»
-Олимпиада «Умники и умницы»
Управление и обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение
Методическая литература:
- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет», Москва, «Олма», 2007.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Молодова Л. П. Экологические праздники для детей : учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – 2-е изд. – Мн. : ООО «Асар», 2001. – 128 с. : ил.
«МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд, испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
Рыжова Н. А. Экологический проект «Моё дерево». – М. : «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с., 8 л. ил.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
Шишкина В. А. Прогулки в природу: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 112 с. : ил.