Лучший педагог года

Экологический проект «Поле чудес» Ольга Саксина

Саксина Ольга
Экологический проект «Поле чудес» Ольга Саксина

Экологический проект "Поле чудес"

Актуальность проекта

Актуальность ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром и природой обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность в 21 веке. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.

Публикация «Экологический проект „Поле чудес“ Ольга Саксина» размещена в разделах

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. И начинать экологическое воспитание надо на этапе дошкольного детства. Дошкольный возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки. Познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка в природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными. Данный проект помогает детям в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в накоплении опыта самодеятельности, самоорганизации.

Проект реализуется на базе ГБОУ школа №1373 ОДО № 2 города Москвы, охватывает среднюю и подготовительную к школе группы.

Одним из важных звеньев по реализации проекта является взаимодействие воспитателей и родителей детей.

План по реализации проекта включает мероприятия с учетом возраста, возможностей и интересов детей. Ознакомление с окружающим миром и природой закладывается у дошкольников в процессе организации образовательной деятельности, во время досуговой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, проведении всевозможных экскурсий и встреч.

В проекте сохранено одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это взаимосвязь с практической деятельностью, экспериментированием, уходом за растениями. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе.

Данный проект включает работу с ближайшим зеленым окружением – на территории детского сада.

В ОДО №2 за время существования созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Территория детского сада достаточно обжитая, имеет экологическую тропу, все групповые участки озеленены. Коллектив родителей группы решил, что клумба на участке должна иметь более привлекательный вид и стать визитной карточкой участка нашей группы. Для решения данной проблемы необходимо создание комфортной и функциональной ландшафтной зоны части участка группы.

На территории участка, принадлежащей нашей группе, есть некоторые деревья и кустарники, но они не создают эстетического вида. Клумба с многолетниками требует обновления и реконструкции. Кроме того, необходимо сохранить зеленый щит участка.

Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность. Структура почвы - суглинок и подзолистая.

И в результате мозгового штурма было принято решение реконструировать клумбу на участке группы.

Кроме того на составленной карте отражены деревья, кустарники и другая растительность, имеющие нездоровое состояние. Дети получают возможность принять участие в оздоровлении деревьев.

Проект содержит разнообразные методы и формы работы: сюжетно – ролевые игры; развивающие игры; дидактические игры; театрализованные игры; трудовые поручения; беседы; знакомство с произведениями искусства; чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора; художественный труд; экспериментирование. В рамках проекта дети отправляются в путешествие на дачу детского поэта К. Чуковского в Переделкино и помогают Бибигону, лилипуту с Луны, понять, каким образом взрослые и дети заботятся о своем доме – природе на планете Земля.

Организация игры – путешествия дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа, участие в акции «Дети – детям» укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Данный проект призван показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Взаимодействие с родителями содержит следующие формы работы: консультация, беседы, ширмы, мозговой штурм, деловая игра, памятка -рекомендация. Все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить ряд проблем формирования экологической культуры дошкольников:

недостаточно мероприятий, направленных на формирование экологического поведения дошкольника;

недостаточная материально – техническая база для реализации мероприятий практической направленности.

Данная проблематика позволила определить цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры детей младшей группы.

Задачи проекта:

• Создать условия для познавательной деятельности детей; воспитывать потребность в открытии новых знаний, в самостоятельном выборе средств для их открытия;

• Формировать у детей природосообразное поведение; включать ребенка во взаимодействие с природой через систему социально значимых отношений «Я и природа - одно целое»;

• Формировать и закреплять навыки и умения в трудовой деятельности; развивать творчество, воображение, умение управлять процессом творчества (фантазирования);

• Обеспечить право ребенка на разностороннее развитие и укрепление здоровья, воспитание потребности здорового образа жизни.

• Повысить компетентность родителей по вопросам экологического воспитания (папки-передвижки, памятки-рекомендации).

• Оснастить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с принципами культуросообразности, индивидуальности.

• Применить в работе с детьми педагогические технологии, ориентированные на развитие экологической культуры.

• Укрепить отношения сотрудничества с родителями, партнерские связи с воспитателями ОДО №2;

Реализованный проект позволит:

• увеличить количество детей, желающих ухаживать за природой, беречь и сохранять природные богатства;

• родителям получат дополнительные знания по экологическому воспитанию детей:

• ОДО приобретет опыт работы по проблеме формирования экологического поведения дошкольников;

• воспитатели получат возможность эффективно проводить работу по формированию целостной картины мира, целесообразно использовать экологическую тропу на территории ОДО.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Поле чудес»

Основной разработчик проекта ГБОУ школа №1373 ОДО № 2 города Москвы

Воспитатель средней группы №1 Саксина О. Ю.

Участники проекта Дети группы №1 «Светлячок» и группы №7 «Радуга», родители группы №1, воспитатели Саксина О. Ю. и Харахордина В. Б., , старший воспитатель ОДО №2 Ким Т. В., социальный партнер (ООО «Благоустройство» г. Москва)

Время реализации проекта Апрель – май 2017 г.

Вид проекта: Экологический, творческо - исследовательский, групповой, краткосрочный.

Цель проекта

Создание условий для формирования экологической культуры детей средней группы.

Задачи проекта для детей:

• Создать условия для познавательной деятельности детей; воспитывать потребность в открытии новых знаний, в самостоятельном выборе средств для их открытия.

• Формировать у детей природосообразное поведение ; включать ребенка во взаимодействие с природой через систему социально значимых отношений «Я и природа- одно целое».

• Формировать и закреплять навыки и умения в трудовой деятельности; развивать творчество, воображение, умение управлять процессом творчества (фантазирования).

• Обеспечить право ребенка на разностороннее развитие и укрепление здоровья, воспитание потребности здорового образа жизни.

Задачи для педагогов и родителей:

• Повысить компетентность родителей по вопросам экологического воспитания (папки-передвижки, памятки-рекомендации).

• Оснастить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с принципами культуросообразности, индивидуальности.

• Применить в работе с детьми педагогические технологии, ориентированные на развитие экологической культуры.

• Укрепить отношения сотрудничества с родителями, партнерские связи с педагогами ОДО №2.

Срок реализации проекта

Этапы проекта

I этап: Подготовительный этап.

1 неделя апреля 2017 г.

II этап: Реализация проекта. Оформление результатов проекта.

2 неделя апреля 2017 г. - 4 неделя мая 2017 г.

Конспекты занятий по ФЦКМ; коллаж «Наш дом - Земля»; папка – передвижка, консультация для родителей «Пусть цветут травы, памятка – рекомендация «Ядовитые растения»; выставка книг для родителей и детей «Войди в природу другом!».

3 неделя мая 2017 г.

Фотоотчет акции «Тайны Красной книги», операции «Вперед, спасатели!», ландшафтно-декоративного оформления клумбы «Поле чудес».

III этап. Защита проекта

Подготовка доклада и презентации, отражающей идеи проекта.

Перечень

приоритетных

направлений Мероприятия «Дети – детям»

Мероприятия «Взрослые – детям»

Мероприятия «Взрослые – взрослым»

Ожидаемые результаты • Создание условий для познавательной деятельности детей; воспитание потребности в открытии новых знаний, в самостоятельном выборе средств для их открытия;

• Формирование у детей природосообразное поведение ; включение ребенка во взаимодействие с природой через систему социально значимых отношений «Я и природа - одно целое»;

• Формирование и закрепление навыков и умений в трудовой деятельности; развитие творчества, воображения, умение управлять процессом творчества (фантазирования);

• Обеспечение права ребенка на разностороннее развитие и укрепление здоровья, воспитание потребности здорового образа жизни.

• Укрепление отношений сотрудничества между детскими садами, партнерских связей с воспитателями детского сада.

Исполнители проекта Дети и воспитатель средней группы №1 Саксина О. Ю., воспитатель и дети подготовительной к школе группы № 6, родители детей группы №1.

Есть такое правило: встал по утру, умылся,

привел себя в порядок и сразу же

приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент - Экзюпери

План реализации проекта

Сроки Мероприятия Ответственные

1 неделя апреля

2017г. Мозговой штурм:

выбор проблемы;

определение названия, цели и задач. Воспитатель

средней группы №1

Родители.

1 неделя апреля 2017г. Выявление уровня сформированности экологической культуры у детей подготовительной к школе группы методом беседы, наблюдения. Воспитатель

средней группы №1

1 неделя апреля 2017г. 1. Изучение и анализ научно – методической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

2. Изучение литературы на тему «Ландшафтное проектирование и озеленение учебных заведений».

3. Оценка состояния участка группы Воспитатель средней группы №1

Родители.

1 неделя апреля 2017г. 1. Разработка варианта реализации плана с элементами моделирования Воспитатель средней группы №1

Родители.

2 неделя апреля 2017г. Разработка и проведение коллажа «Наш дом - Земля» с целью сформировать представление об окружающем мире, его многообразии.

подбор иллюстративного материала из журналов, обрывки фотографий, газет, обоев;

создание коллажа (образца) с целью знакомства детей с новым техническим приемом в изобразительном искусстве. Воспитатель средней группы №1

3 неделя апреля 2017г. Акция «Тайны Красной книги» с целью знакомства детей с растениями, занесенными в Красную книгу России (дети подготовительной к школе группы рассказывают детям младшей группы о растениях)

подготовка детей к участию в акции;

организовать просмотр видеофильма «Красная книга» в рамках акции;

разработать и провести занятие по ФЦКМ «Ландыши». Воспитатель

подготовительной к школе группы №7

Воспитатель средней группы №1

4 неделя апреля 2017г. Акция «В чём нуждается растение?» с целью обучения детей младшей группы уходу за растениями.

подготовка детей к участию в акции;

составить план встреч детей младшей группы с детьми подготовительной к школе группы;

организовать исследовательскую деятельность «Посадка семян цветов» (прорастание, отслеживание роста, наблюдение за цветами, ведение дневника наблюдений) в рамках акции

провести в рамках акции эксперименты:

«Что-то в коробке» Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

«Поливаем цветы». Необходимый инвентарь: детская лейка. Воспитатель средней группы №1

Воспитатель

подготовительной к школе группы №7

3 неделя апреля 2017г. Мастерская из природного материала «Кашпо своими своими руками»:

сбор природного и бросового материала для оформления кашпо;

организация выставки обновленных кашпо. Воспитатель

средней группы №1

4 неделя апреля 2017г. Сюжетно - ролевые игры:

«Магазин «Цветы»» Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

«Служба спасения» (сотрудники службы спасения спешат на помощь в трудных жизненных ситуациях: при сильных пожарах, авариях на дорогах, землетрясениях)

Экологические игры:

«Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой; составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

«Цветочный магазин» Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых, закреплять умение находить нужный цветок по описанию; научить группировать растения по виду.

«С какой ветки детки» Цель: развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях; закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Дидактические игры:

«Найди, о чём расскажу» Цель: описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

«Чего не стало?» Цель: назвать растения по памяти.

«Куда спрятался Саша?» Цель: группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

«Найди такую же и назови» (парные картинки животных и растений). Цель: найти предметы по сходству; развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность.

«Какой цветок убрали?» Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

«Угадай по описанию» Цель: воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность. Воспитатель

средней группы №1

В течение апреля –мая 2017г. Разработка и проведение операции «Вперед, спасатели!»:

обследование деревьев;

индивидуальная маркировка деревьев;

оформление отчета о состоянии деревьев с рекомендациями и прогнозом;

составление плана участка группы с обозначением поврежденных деревьев;

работа с почвой (анализ, рыхление);

лечение поврежденных деревьев (ликвидация грибов, покраска, санитарная обрезка сухих ветвей):

уборка мусора.

Фотоотчет операции «Вперед, спасатели!» Воспитатель

средней группы №1

Родители

Разработка и оформление наглядности в родительском уголке по проблеме экологического воспитания детей младшей группы с целью повышения компетентности родителей.

Деловая игра для родителей «Зеленая аптека» Воспитатель

средней группы №1

В течение апреля –мая 2017г. Разработка и проведение ландшафтно-декоративного оформления клумбы на участке группы №1

сбор родителей по теме «Ландшафтный дизайн клумбы на участке группы№1 «Поле чудес»;

обследование территории участка группы (поверхность, рельеф, система водоснабжения);

составление плана участка группы с обозначением деревьев, кустарников, многолетников;

оформление отчета о структуре почвы;

создание рисунка (макет) ландшафтно-декоративного оформления клумбы на участке группы №1;

встреча с представителями «ООО «Благоустройство»» с целью обсуждения способа сотрудничества;

знакомство детей и их родителей с правилами создания ландшафтного дизайна, с приемами подбора растений для цветочной клумбы;

отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста;

высаживание разнообразных цветочных, культурных и дикорастущих, лекарственных цветов на клумбе. Воспитатель средней группы №1

Родители

В течение апреля –мая 2017г. В рамках непосредственной образовательной деятельности: проведение тематических дидактических игр; чтение художественной литературы; представление наглядно-демонстрационных материалов; рассматривание картин художников, экскурсии. Воспитатель средней группы №1

май

2017г. День волшебного рисования «Наш зеленый мир». Асфальтовая живопись. Воспитатель

средней группы №1

2017г Оформление результатов проекта в виде мультимедийной презентации и информационного буклета.

Демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся. Воспитатель средней группы №1

Литература

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб., 2003.

2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М., 2006.

3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2009.

4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. СПБ., 2007.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2005.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2009.

7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007

,№ 5.

9. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 2.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2006.

11. Линь В. В. Цветы в доме и фитодизайн., 2006г.

12. Руднев В. В. Цветоводство. М., 1965г.

13. Князева Т. П. Газоны. М., 2001г.

14. Улейская Л. И. Вертикальное озеленение. М., 2001г.

15. Цапкова Т. И., Казулина В. В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области. М., 2007г.

16. Крижановская Н. Я. Основы ландшафтного дизайна. М., 2005г.

17. Марковский Ю. Б. Современный цветник. М., 2001г.

18. Шульгина Л. М. Дизайн вашего сада. М., 2008.

Ландшафтный дизайн клумбы «Поле чудес»

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)

Публикации по теме:

Сценарий игры в подготовительной группе «Поле чудес» Материал из опыта работы Заика Марии Олеговны. Воспитателя МБДОУ ДС № 4 «Ромашка» Игра «Поле Чудес» Подготовительная группа Программное.

Сценарий праздника «Шоу «Поле Чудес» для мам»Сценарий праздника «Шоу «Поле Чудес» для мам» Сценарий игры «Поле чудес» Цель: Создание праздничного настроения у детей и родителей. Воспитывать любовь и уважительное отношение к.

Игра «Поле чудес» ко Дню материИгра «Поле чудес» ко Дню матери Цель: создать атмосферу сотрудничества, доброжелательности, уважения между детьми и родителями. Задачи: 1. Доставить детям радость от общения.

Сценарий мероприятия «Природа — наше богатство» в форме игры «Поле чудес» ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС»«Природа – наше богатство» Цель: формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры. Задачи:.

Игра-занятие по экологическому воспитанию «Поле чудес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 "Родничок" комбинированного вида Елабужского муниципального.

Интеллектуальная игра «Поле чудес» по лексической теме «Деревья» Поле чудес по лексической теме "Деревья" 1тур. На флаге какого государства изображен кленовый лист? КАНАДА Флаг Канады — один из государственных.

Конспект интеллектуального игрового занятия «Поле чудес» в старшей группе Интеллектуальная игра «Поле чудес» в старшей группе Задачи: Образовательные - расширять и активизировать словарь детей за счёт новых слов (финал,.

Методическая разработка Интеллектуально — развлекательная игра «Поле — чудес». Министерство Образования и Науки Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Удмуртской Республики «Сарапульский политехнологический.

На «Поле чудес» — фотоотчетНа «Поле чудес» — фотоотчет Детям старшей группы очень нравится играть в «Поле чудес». Конечно, самое увлекательное- это крутить «барабан». Но вытягивать карточки с.

Сценарий игры «Поле чудес» Сценарий игры "Поле чудес" (младшая разновозрастная группа) Тема: «День Матери» Воспитатель I категории Кобзева Татьяна Ивановна 2016г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Поле чудес» Ольга Саксина
Опубликовано: 5 января 2018 в 09:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД