Папки-передвижки

Экологический проект «Такой знакомый и незнакомый заяц»

Омельчук Тамара Юрьевна
Экологический проект «Такой знакомый и незнакомый заяц»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Колосок»

г. Кондопоги Республики Карелия

Номинация: «Экологический проект»

Тема: «Такой знакомый и незнакомый заяц»

Омельчук Тамара Юрьевна, воспитатель

высшая квалификационная категория, стаж 34 года.

Панова Лариса Ивановна, учитель – логопед,

высшая квалификационная категория, стаж 28 лет.

Фадеева Татьяна Леонидовна, воспитатель,

высшая квалификационная категория, стаж 24 года

Публикация «Экологический проект „Такой знакомый и незнакомый заяц“» размещена в разделах

Кондопога 2018

Проект «Такой знакомый и незнакомый заяц»

Аннотатация к проекту :

Мир животных удивителен. Казалось бы мы знаем много о них. Предлагаем более подробно познакомиться с одним из представителей природного мира Карелии – зайцем, и узнать интересные факты о нем. Будет увлекательно как детям, так и взрослым.

Информационная карта проекта

Составители проекта :

Педагоги подготовительной к школе группы для детей с ТНР Воспитатели: Омельчук Т. Ю., Фадеева Т. Л. Учитель-логопед: Панова Л. И.

Продолжительность проекта : среднесрочный – 3 месяца.

Тип проекта : - по составу участников: групповой (дети, родители, педагоги);

- по содержанию: интегрированный;

- по доминирующему виду проектной деятельности : информационно – практико – ориентированный, творческий, игровой.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Введение:

Дошкольный возраст – это период начала социализации, установления связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования дошкольников: эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к природе. Любовь, понимание, забота – это то, что природа ждет от нас. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в дошкольном возрасте.

Эта работа, на наш взгляд, будет успешно проводиться через технологию проектной деятельности.

Актуальность проекта :

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественных научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмах, человек получает уже в детстве. Сформированный в дошкольном возрасте интерес к познанию и изучению природных объектов, поможет в дальнейшем становлению основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста.

Проблема:

1) Мало знаем о жизни зайца 2) Все считают зайца трусом, а так ли это?

Цель проекта :

-Формирование представления о жизни зайца и о его необходимости приспосабливаться к условиям окружающей среды. - Создание условий для активной совместной познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи проекта :

1) Выявить проблему и найти способы ее решения.

2)Мотивировать к самостоятельному поиску информации по теме проекта.

3) Расширить и обогатить представления об образе жизни, повадках, способах питания зайца.

4) Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, связную речь, коммуникативные навыки, мелкую моторику.

5) Воспитывать у детей интерес к родной природе, родному краю, желание сохранить ее.

6) Обогащать детско-родительских отношений через совместную творческую деятельность.

7) Помочь детям достичь положительных результатов

Ожидаемые результаты: для детей:

1. Сформированы знания о жизни дикого животного – зайца в природных условиях. 2. Сформирован устойчивый интерес к живой природе. 3. Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности. для педагогов: 1. Сбор информации по данной теме, с использованием различных источников (интернет, художественная и научная литература, СМИ) 2. Оформление проекта

для родителей:

1. Сформированы представления о содержании и приёмах работы с детьми данного возраста по ознакомлению с живым миром родного края. 2. Повысился интерес к жизни детского сада.

Продукты проекта :

1. Театрализованная постановка по авторской сказке «Спор в лесной школе» (приложение1)

2. Сформированный интерес к живой природе Карелии и пополнение и активизация словарного запаса по данной теме. (приложение 2)

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап :

Действия педагогов :

Распределение информации по разным направлениям (организация игровой проблемной ситуации для детей и родителей) Организация сбора информации.

Действия детей:

Постановка проблемы: Легка ли жизнь зайца?

Действительно ли заяц трусишка

Действия родителей:

Постановка проблемы. Чем вы можете помочь

II. Реализация проекта :

Действия педагогов :

Оснащение предметно – развивающей среды (оформление группы). Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательной НОД, соответственно тематике.

Проведение ознакомительной консультации для родителей.

Повышение творческой активности. Организация работы по созданию коллективной поделки.

Работа над созданием сказки про зайца. Организация выставки детских работ.

Действия детей:

Сбор информации. Участие в беседе «Знакомый незнакомец – заяц».

Знакомство с малоизвестными фактами из жизни зайцев. Художественное творчество по теме «Заяц» (Аппликация, лепка, рисование, конструирование: участие в создании новогодней игрушки).

Участие в актерских тренингах (отработка движений, реплик) для участия в театральной постановке «Спор в лесной школе»

Действия родителей:

Подбор информации дома. Изготовление поделок своими руками.

Составление словаря по теме «Заяц»

(Какой, что может делать, чем питается, кто враг)

Чтение детям художественной литературы о зайцах.

Подготовка к сказке в домашних условиях (создание костюмов, заучивание текстов героев)

III.Завершающий этап.

Действия педагогов :

Итоговое мероприятие

Оформление и установка декораций к сказке.

Постановка авторской сказки.

Помощь в создании объемной поделки «Заяц».

Помощь в создании аппликации на окне.

Объявление благодарности родителям за участие.

Действия детей:

Представляют зрителям продукт деятельности: показ авторской сказки

«Спор в лесной школе» (прил. 1)

Участие в создании поделок.

Действия родителей: Помощь при подготовке к показу сказки. Оказание поддержки юным актерам. Помощь в оформлении выставки поделок по теме.

План мероприятий:

Познавательное развитие:

Организация предметно – развивающей среды, связанной с темой.

Беседы: «Знакомый незнакомец – заяц». «Заяц белый, заяц серый»

Игры- путешествия: «Приключения в лесу», «Заячьи следы»

Ситуативный разговор: «Кого боится заяц», «Как спасается от врагов»

Поисково – исследовательская деятельность: «Почему заяц все грызет, «Почему зайцу не холодно?», «Как смена «шубки» помогает зайцу?»

Речевое развитие:

Дидактические игры: «Назови правильно», «Один – много», «4 – лишний», «Назови семью», «Чья, чей, чьё?», «Кто больше?» (подбор слов, относящихся к характеристике зайца, «Наоборот» (подбор антонимов, «Чудесная лестница», «Хорошо – плохо» составление рассказа о зайце с использованием приемов технологии ТРИЗ и РТВ технологий, составление загадок о зайце и описательных рассказов, заучивание стихов о зайце.

Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка», «Заяц и мороз», «Почему у зайца хвост короткий», ненецкая сказка «Песец и заяц», эвенская сказка «Самый быстроногий», бирманская сказка «Мудрого кролика насморк спас», индийская сказка «Хитрая лиса»,братья Гримм «Ёж и заяц», Е. Чарушин «Путешественники», Л. Толстой «Русак», «Зайцы», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», С. Михалков «Зайка – зазнайка» и др.

Развитие речевого творчества: совместное создание сказки «Спор в лесной школе», разучивание слов к сказке.

Социально – коммуникативное развитие:

Социализация); сюжетно – ролевые игры : «На экскурсию в зоопарк», «Ветеринарный врач», строительные игры «Кормушки для лесных жителей», театрализованные игры «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста»

Труд: беседа о труде работников заповедника.

Участие в создание декораций и атрибутов для сказки.

Безопасность: беседа «Как правильно вести себя в заповеднике», «Как правильно вести себя в лесу», «Как правильно вести себя при встрече с животным»

Художественно – эстетическое развитие :

Рисование нетрадиционным способом–метод «тычка» (жесткой, полусухой кистью) «Заяц в пушистой шубке»,

Аппликация: вырезание силуэтов животных для декорирования окна в группе.

Лепка: изготовление фигурки зайца из соленого теста.

Конструирование: создание зайцев из бросового материала (киндер-капсула, коробочки, полиэтилен, втулки от бумаги и т. д., изготовление коллективной новогодней игрушки «Заяц» для участия в конкурсе «Новогодняя игрушка – заповедная зверушка».

Музыка:хороводная игра «Зайка, зайка, что с тобой?», ритмический танец «Зайка шел»

Физическое развитие :

Гимнастика после дневного сна «Зайчики проснулись» Пальчиковая гимнастика (подбор пальчиковых игр по теме «Дикие животные»)

Физминутки

Логоритмика «Зайка-ушастик»

Комплекс упражнений по теме.

Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Зайцы и лиса», «Зайцы и волк», «Зайцы в огороде» и др.

Ресурсы:

1. Научно – популярная литература: -энциклопедии - детские журналы о природе -словари (см. список литературы)

2. Методическая литература (см. список литературы) 3. Художественная литература (см. список литературы) 4. Печатные материалы, представленные сотрудниками музея-заповедника «Кивач» (см. приложение 4) 5. Информация с интернет – сайтов (см. список сайтов)

Риски и пути преодоления рисков:

Данный проект практически не содержит рисков, поэтому он в любом случае предполагает достижение положительных результатов.

В ходе работы над проектом возникали незначительные трудности. Некоторые родители не сразу включались в предлагаемую деятельность и были пассивны. Но когда они увидели результаты проекта, которые их порадовали и удивили, для себя решили быть активными участниками всех начинаний в группе.

Выводы:

Как показала практика, проектная деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном проекте помогает им познавать окружающий мир гораздо быстрее и глубже. В результате такой работы у детей удалось сформировать более углубленное представление о зайце: его повадки, способы питания и др.

Совместный сбор материала по теме проекта, игры, конкурсы, театрализованные постановки, практические работы – раскрыли творческий потенциал детей и родителей. Семьи воспитанников активно принимали участие в проекте. Это позволило укрепить взаимоотношения внутри семьи и создать доброжелательную, доверительную атмосферу взаимодействия. Решая различные познавательно – практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) – заложили у детей первые крупинки уверенности в своих силах, побудили к поиску новых знаний. Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, помогли научиться работать в команде, способствовали улучшению микроклимата в группе. Метод проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь семьи воспитанников в образовательный процесс.

Литература:

Методическая и научная литература:

Аверина Е. И. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практические пособия. – 4-е изд. – М. : Айрис – пресс, 2008

Бабакова Т. А., Мамотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии. – Петрозаводск: Карелия,1988

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учереждений. – М. : Мозаика – Синтез, 2008

Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М. : Детство – Пресс, 2016

Евдокимова Е. С. Технология проектирование в ДОУ. – М. ; ТЦ Сфера, 2006

Ласуков Р. И. Звери и их следы. – М. : Айрис – пресс, 1999

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М., Карапуз – Дидактика, 2008

Новикова И. В. Апликация и конструирование из природных материалов в детском саду. – М. : Академия Развития, 2010

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М. : АСТ: Астрель, 2005

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. Просвещение, 2000

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М. : Мозаика – Синтез, 2016

Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2 – е доп. изд. – М. : 2017

Красная книга Карелии. – сост. Артемьев А. В. ; науч. ред. Иватер Э. В. – Петрозаводск: Карелия, 1995

Энциклопедия живой природы. – сост. Савостин М. И. М., Проф – Пресс, 2014

Детские журналы о природе («Муравейник», «В мире животных» и др.)

Художественная литература:

Бианки В. В. Заяц Косач, Медведь и Дед Мороз. – М. :Детиздат, 2015

Бондаренко В. Н. Три веселых зайца. – М. :Шалаш, 1999

Коваль Ю. И. заячьи тропы. – М. : Дет. лит., 1980

Мамин – Сибиряк Д. Н. Аленушкины сказки. – М. : Энас – Книга, 2017

Михалков С. В. Стихи и сказки. – М. :АСТ, 2016

Некрасов Н. А. Дед Мазай и зайцы. – М. :Облако, 2015

Паустовский К. Г. Заячьи лапы. – М. Мещерякова ИД, 2014

Пришвин М. М. Зеленый шум. – М. :Правда. 1983

Соколов – Микитов И. С. Рассказы о природе. – М. : Стрекоза, 2016

Сутеев В. Г. Мешок яблок. – М. :Астрель, 2007

Чарушин Е. и. Никита и его друзья. – М. :АСТ,2005

Шим Э. Ю. Приключения зайца. – М. : Атмлсфера. 2010

Сборник русских народных сказок.

Сборник сказок народов мира.

Список сайтов:

https://sanimalreader.ru

www.zoopicture.ru

hppps.//givotniymir.ru

rodnaya tropinka.ru / kak zimuet zayatz/

Приложение 1

Авторская сказка «Спор в лесной школе».

Составители: педагоги и воспитанники группы

Роли:

1. Зайчик –

2. Лисёнок-

3. Бельчонок-

4. Волчёнок-

5. Клёст –

6. Синичка-

7. Дятел-

8. Филин-

9. Ёжик -

10. Лосёнок-

11. Мышонок

12. Ведущий

Ведущий: - В лесной школе перемена. ( Герои играют в разные игры: кто-то в мяч, белочка скачет на скакалке, ёжик с книгой пристроился на пеньке и т. п.)

Лисёнок бежит подскоками и напевает «Трусишка-зайка серенький под ёлочкой скакал…»

Зайка: - Всё, надоело мне это слышать: всё трусишка, да трусишка… А я не трус! Разве я виноват, что почти все звери в лесу больше меня, что у меня столько врагов и приходится от них спасаться, чтобы выжить! А спастись я могу только бегством.

Волчонок: - Да, бегаешь ты очень быстро, я сколько не старался, ни разу не смог тебя догнать, особенно по рыхлому снегу!

Дятел: - Это потому, что у него есть «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов!

Синичка: - Какие ещё волшебные помощники?

Дятел: - Первый помощник зайца зимой — это заячьи «лыжи»! Да! почти настоящие!

Лисё нок: - (недоверчиво-насмешливо) Ха! Откуда у зайца лыжи?

Дятел: - А вот послушайте! Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, и по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!

Зайка: - Ну, да! Во поэтому тебе волчонок и трудно меня поймать, хоть у тебя и ноги и длинные, и сильные…

Бельчонок: - Ой, что-то я тебя не часто днём встречаю?

Филин: - Зато я почти каждую ночь за ним наблюдаю.

Зайка: - Да, я днём обычно зарываюсь в норе в снегу, сплю под снегом. Так теплее, да и белого меня не видно на белом снегу. А ночью выхожу перекусить, ну и побегать конечно.

Лосё нок: - Интересно, что ты ночью можешь найти из еды?

Заяц : - Да я не привередлив! Зимой ветки деревьев кору молодых березок и ив могу погрызть. Очень люблю горькую кору молодых осинок.

Лосё нок: - Я знаю, что зубы у зайцев очень острые – как ножницы!

Бельчонок: - А я стишок про это сочинил:

Нет у зайчика берлоги.

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ё жик:- Это зимой прокормиться трудно. А вот летом - рай. Травка, ветки, кора деревьев, грибы!

Синичка: - А ещё мышиный горошек, клевер, ягоды черники - да мало ли что можно найти в лесу. Всё сгодится!

Филин: - А вообще-то среди зайцев и отчаянные храбрецы попадаются. Мне мой родственник рассказывал, что его один заяц очень сильно поколотил. Перевернулся на спину, да как дал задними лапами….Ну, это он так защищался от нападения, конечно. Клё ст: - Прошу прощения, что вмешиваюсь, но что-то вы уж слишком нахваливаете зайцев, прямо чудо, а не зверь получается! А я вот, например, единственная птица, которая зимой в лютые морозы птенцов выводит! И ничего, к весне мои малыши уже летать начинают!

Мышонок: - Зато у вас потомство один раз в году выводится, а у зайцев, аж 3 раза: первые малыши появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие –летом, а потом ещё и осенью рождаются зайчата!

Заяц : - Да, зайцы, любим разводить потомство!

Ведущий: - Теперь вы знаете, почему зайцам обидно, когда их называют трусливыми, и сами не будете их обижать. Правда?

Все вместе: - ДА!

Все поют песенку: (Аудиозапись к приложению 1)

В лесу недолго до беды.

Но заяц — не простак.

Умей запутывать следы!

Вот так! Вот так! Вот так!

Туда, сюда петляет след,

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет.

Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

У зайца робкая душа

И осторожный ум,

Но как морковка хороша!

Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!

Простор и воля впереди,

А сзади — лютый враг!

И сердце заячье в груди -

Тик-так! Тик-так! Тик-так (стихи В. Берестова)

Приложение 2 Материалы, предоставленные работниками заповедника «Кивач»

Чем отличается заяц – беляк и заяц – русак?

Зайцы есть разные: есть заяц – беляк, а есть заяц – русак. В чем отличия?

- Заяц – беляк живет в лесу. А заяц – русак – житель полей и лугов.

- Уши у беляка короче, чем у русака. И на кончиках черные.

- Задние лапки русака длиннее, чем у беляка, чтобы он мог быстро бегать. Зато у беляка есть «лыжи» - широкие ступни, и он может легко удерживаться на снегу и не проваливаться.

Как зимует заяц?

Зимой у зайца много врагов – лисы, волки, хищные птицы. Но у него есть «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов. Что это за помощники? Первый помощник зайца зимой – это «заячьи» лыжи. Откуда же у зайца лыжи? Зимой подошвы зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получается как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает легко даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев. Второй помощник зайца зимой – это его сильные задние лапы. Именно ими заяц отталкивается от снега убегая от неприятностей. Именно сильными задними лапами отбивается заяц от врагов, если они его настигнут. Ляжет заяц на спину и давай отбиваться от нападающего задними лапами. И не каждый может схватить его. Третий помощник зайца зимой – его днем сидят зайцы под снежными белыми кустами в белой шубке, и их незаметно. Цвет их шерсти сливается с цветом снега.

Что заяц ест зимой?

Днем зайцу опасно бегать по лесу – он сидит в норе – прячется ото всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев, кору молодых ив и березок. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайца очень острые – как ножницы.

Пополнение словаря по теме: «Заяц».

Какой заяц? (прилагательные)

Что может делать? (глаголы)

Что может есть?

Кто враги?

Слова – родственники

Синквейн:

Кто ---

Какой---

Что делает ---

Свое отношение---

Вывод---

Публикации по теме:

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомый незнакомец апельсин»Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомый незнакомец апельсин» «Знакомый незнакомец апельсин» Цель: формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Задачи: расширить представления.

Проект «Кто такой Дед Мороз» Проект «Кто такой Дед Мороз»» Возраст – старшая группа (5-6 лет) Цель: Анализировать стихи и сказки. Находить в потоке информации необходимую.

Проект в старшей группе «Такой разный транспорт» Проект в старшей группе «Пчёлки» «Такой разный транспорт» Тип проекта: познавательно-игровой, творческий, краткосрочный. Участники: воспитанники.

Проект «Экологический патруль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Радуга» х. Туркинский Белоглинского района Краснодарского.

Тест по исследованию личности «Деревня. Знакомый и незнакомый» Деревня (Village) Р. Мукиелли, 1960 г. Деревня (Village) — проективная методика исследования личности. Произведение Г. Уэллса «Игры на полу».

Экологический проект «Цветы» Экологический проект в первой младшей группе «Цветы». Актуальность: Мир вокруг нас так многообразен и прекрасен. Мы должны беречь его,.

Экологический проект «Деревья» Приложение 1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЕРЕВЬЯ» Вид проекта: творческо - информационный Продолжительность проекта: (2 недели) Время проведения.

Экологический проект «Мусор»Экологический проект «Мусор» Экологический проект "Мусор" С ребятами старшей группы, мы поговорили о том, что такое мусор, откуда он берется. Какие виды мусора бывают,.

Экологический проект «Насекомые» Экологический проект «Насекомые». Составила Менщикова С. В. Актуальность. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей.

Экологический проект «Зимний сад»Экологический проект «Зимний сад» Экологический проект «Зимний сад» Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Такой знакомый и незнакомый заяц»
Опубликовано: 24 января 2019 в 14:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД