Вера Серёгина
Экологический проект «Витамины посадили — Дружно все мы их растили»
Актуальность темы проекта
Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Публикация «Экологический проект „Витамины посадили – Дружно все мы их растили“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- Выращивание растений. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление с ростом и развитием растений в нашем регионе можно осуществить в весеннее-летний период, с марта по август, выращиванием на территории детского сада различных культур из семян моркови, огурца, помидора, перца, лука.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в ДОУ.
Цель проекта : формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Задачи
1. Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях астения во влаге, тепле, свете для их роста.
2. Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
3. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидоров, огурцов, моркови, перца).
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за рассадой на окне.
6. Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополку сорняков.
7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Возможные риски проекта : посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого лета, нехватка теплого периода созревания.
Прогнозируемый результат:
• способы оценки успешности проекта : наблюдения, беседы, опыты;
• расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;
• развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;
• формирование у детей уважительного отношения к труду;
• получить урожай томатов, огурцов, моркови, выращенных самими дошкольниками.
Вся работа над проектом состоит из трех этапов:
1 этап – Организационно-проектировочный : определение идей мини-огорода, подбор семян, изучение температурного и светового режима на окне, особенности ухода и выращивания растений (март – 1 неделя).
2 этап – Реализация проекта : высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фотоматериалов (с 8 июня по 14 августа) – 2-10 неделю проекта.
3 этап – Реализация проекта : полив, рыхление овощных культур.
4 этап – Анализ результативности проекта, фотовыставка «Посадили огород, посмотрите, что растет» (с 17 по 28 августа) – 11-12 неделя.
Основная работа
I этап.
С 6 марта начало реализации проекта, выбор семян, подготовка грунта.
II этап.
Со 2 мая – посев семян моркови, лука. Перекопка земельных участков.
III этап.
22 мая – посев семян в грунт и высадка перцев и помидоров в открытый грунт. Выставили таблички с рисунками овощных культур для обозначения, организовали ежедневный полив и рыхление почвы.
С 30 мая – прополка сорняков.
IV этап.
14 июля появились первые огурчики.
18 июля сорвали первые помидоры.
Сбор урожая, дегустация овощей.
19 июля – сбор лука.
20 июля – сорвали первый огурчик, дети были очень рады выращенному урожаю.
30 июля – созрел наш первый урожай томата.
Дети продолжали наблюдение за огородными растениями, занимались прополкой и поливом.
За всё время проекта собирали фотоматериалы для фотовыставки.
С 10 августа начали оформлять отчет по проекту :
1) викторина «Веселый огород»;
2) конкурс рисунков «Овощи нашего огорода»;
3) фотовыставка «Как мы ухаживали за овощами»;
4) сбор урожая и дегустация выращенных овощей;
5) фотоотчет «У меня есть огород – витамины круглый год».
В ходе реализации проекта
были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
3. В результате практической деятельности и опытно-исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект способствовал тому, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетической отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Итак, чудо-огород, созданный нами, помог детям узнать экологические ценности природы, дети увидели многообразие растительного мира, узнали о пользе овощей для здоровья человека.