Юлия Ширяева
Экологический проект: Волшебный песок
▼ Скачать + Заказать документы
в первой младшей группе на тему:
Выполнила: Ю. Н. Ширяева,
Воспитатели МБДОУ детский сад
комбинированного вида
«Аленький цветочек» №36
Г. Выкса
2014 г
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Проект «Волшебный песок»….…. 3
1.1 Тип проекта….…. ….…. 3
1.2 Срок проекта….….….…. 3
1.3 Участники проекта….….…. 3
1.4 Цель проекта….….…. 3
Публикация «Экологический проект: Волшебный песок» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1.5 Актуальность проекта….…. 3
1.6 Задачи проекта….…. …. 4
1.7 Предполагаемый результат…. …. 4
1.8 Ресурсное обеспечение….….…. 4
1.9 Вопросы на которые будем искать ответы….….…. 4
1.10 Механизмы реализации проекта
1.10.1 Этапы реализации проекта….…. 4
2. План реализации проекта…. 5
2.1 Работа с родителями….…. 5
3. Форма проведения проекта. 6
4. Содержание и цели работы при проведении проекта. …. 8
5. Список литературы…12
1. ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
1.1 Тип проекта : исследовательский.
1.2 Срок проекта : краткосрочный (2 недели)
1.3 Участники проекта : воспитатель, воспитанники I младшей группы, их родители.
1.4 Цель проекта : ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, удовлетворение потребности детей к действиям с природным материалом – к экспериментированию с песком.
1.5 Актуальность проекта
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с песком:
• Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
• Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
1.6 Задачи
1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
1.7 Предполагаемый результат
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
1.8 Ресурсное обеспечение
песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки – уточка и петушок, пластиковые бутылочки.
1.9 Вопросы на которые будем искать ответы
• Все ли мы знаем о песке?
• Из чего состоит песок?
• Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
• Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?
• Может ли песок двигаться?
• Где и как люди могут использовать песок?
• Как можно играть с сухим и мокрым песком?
1.10 Механизм реализации проекта
1.10.1 Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)
2. Основной этап.
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
3. Заключительный (презентация проекта, развлечение детей)
2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Работа с родителями
Маму Хохлова Г. привлечь к распечатке фотографий к выставке на тему:
«Волшебный песочек».
Маму Межоннова Д. привлечь к распечатке материала на тему:
«Развивающие игры с песком».
Привлечь к организации пополнения песка в песочницу папу : Тарасовой О, Фоминой Ю, Цыпляева А, Межоннова Д, Суслова В.
Родительскому комитету обеспечить детей выносным материалом для игры в песочнице (лопаточки, ведерки, формочки, грабли).
Для организации опыта «Из чего состоит песок» родительскому комитету обеспечить детей лупой.
Для организации игры «Ручейки» маму Фоминой Ю. и Шаронова Н. обеспечить детей самодельными лодочками.
Родительскому комитету обеспечить детей мыльными пузырями, для проведения мини-развлечения: «Праздник мыльных пузырей».
3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
I неделя
Понедельник
1. Беседа с детьми об аккуратном обращении с песком
2. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)
3. Лепка из песка «Испечем торты»
Вторник
1. П/и «Солнышко и дождик»
2. Экспериментальная деятельность
«Песчаный конус»
3. Аппликация «Солнышко - колоколнышко»
Среда
1. Игры с песком: копание песка совком
2. Д/и «Тайничок»
3. Экспериментальная деятельность «Свойства мокрого песка»
Четверг
1. П/и «Пройди по дорожке»
2. Экспериментальная деятельность «Рисунки из песка»
3. Игра с песком «Зоопарк»
Пятница
1. Чтение стихотворения М. Ершова «Песочница»
2. Игры с элементами экспериментирования «Пересыпание сухого песка из бутылочки»
II неделя
Понедельник
1. Проблемная ситуация «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в лицо»
2. Экспериментальная деятельность «Отпечатки на песке»
3. Лепка «Солнышко - колоколнышко»
Вторник
1. Физкультминутка «Я на солнышке лежу»
2. Чтение стихотворения В. Ланцетти «Рисунок на песке»
3. Творческая мастерская на песке «Солнышко - колоколнышко»
Среда
1. Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М. Пляцковского
2. Игра с песком «Приготовим обед»
3. Экспериментальная деятельность «Из чего состоит песок»
Четверг
1. П/и «Лягушки»
2. Д\и «Мышка»
3. Экспериментальная деятельность «Сравнение мокрого и сухого песка по весу»
Пятница
1. Игры в песочнице : «Штампики»
2. Выкладывание из палочек: «Лопатка»
3. Музыкально – ритмичное движение «Танец маленьких утят»
Итоговое мероприятие
- Игра – развлечение с песком: «Ручейки»
- Создание папки «Игры с песком»
4. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ РАБОТЫ
Экспериментальная деятельность
• Песчаный конус. Цель: показать свойства песка – сыпучесть.
• Свойства мокрого песка. Цель: показать, что песок впитывает влагу.
• Рисунки из песка. Цель: выяснить, что на песке можно рисовать.
• Отпечатки на песке. Цель: выяснить, что мокрый песок сохраняет форму.
• Из чего состоит песок. Цель: посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки.
• Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Цель: определить с детьми вес мокрого и сухого песка.
Игры с песком
Цель: Научить детей пользоваться игрушками – орудиями для получения практического результата. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев.
Выкладывание из палочек
Цель: Учить детей выкладывать узор по образцу, развивать внимание, мелкую моторику пальцев.
Чтение худ. литературы
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький -
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой -
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения -
Но это не беда.
Ссора - на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.
М. Ершова Hа песке рисунок мой,
- Речка, ты его не смой.
- Твой рисунок так хорош,
И не хочешь, да слизнешь!
В. Ланцетти
Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание. Вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки. Формировать интерес к художественному слову.
Д/и «Тайничок»
Цель: Учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Д/и «Мышка»
Цель: Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу, тренировать логику. Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику. Воспитывать инициативу, воспитывать усидчивость и терпение.
Ход игры. Загадать загадку детям.
Живёт в норке, грызёт корки.
Не большие ножки, боится кошки.
Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост.
Беседа об аккуратном обращении с песком
Цель: Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке»
Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаз человеку.
Подвижные игры
Цель: Учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры. Развивать внимание, обогащать двигательный опыт.
Игра с песком «Ручейки»
Цель: Предложить детям строительную игру «ручейки для лодочек». Развивать способности к ориентировки в пространстве и конструктивной деятельности.
Музыкально – ритмические движения: «Танец маленьких утят», фр. нар. песня, сл. Ю. Энтина.
Цель: Учить детей выполнять танцевальные движения по образцу, двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение, способствовать профилактике нервного напряжения.
Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Цель: Учить детей двигаться под музыку. Развивать чувство ритма, создавать хорошее настроение, способствовать профилактике нервного напряжения.
Лепка из песка «Испечем торты»
Цель:
- Создать интересную игровую ситуацию в песочнице;
- Формировать креативное мышление;
- Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев.
Лепка «Солнышко - колоколнышко»
Цель:
- Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца;
- Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков);
- Развивать чувство формы, ритма и мелкую моторику.
Аппликация: «Солнышко - колоколнышко»
Цель:
- Вызвать интерес к созданию солнышка;
- Учить детей составлять изображение солнца из готовых форм (круг, полоски). Закрепить умение наклеивания готовых форм;
- Развивать чувство формы и композиции.
Творческая мастерская рисуем на песке «солнышко - колоколнышко»
Цель:
- Вызвать интерес к изображению солнышка;
- Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей - прямых и волнистых линий. Учить детей рисовать на песке палочкой, пальчиком.
- Развивать фантазию, мелкую моторику рук, чувство формы.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
• Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
• Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
•