Людмила Ягубова
Экологический проект «Комнатные растения — живые существа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: создать условия для ознакомления детей с миром комнатных растений; воспитывать умение и желание ухаживать за растениями.
Задачи проекта:
• Формировать представления о комнатных растениях, желание заботиться о них.
• Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
• Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
Публикация «Экологический проект „Комнатные растения — живые существа“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
• Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель-эколог, педагоги МДОУ
Ожидаемый результат: осознанно правильное отношение детей к растениям; сформированные знания о комнатных растениях.
Актуальность проекта: в наше время особенно важно прививать
детям любовь ко всему живому, воспитывать умение видеть в растениях живые существа, нуждающиеся в уходе и внимании.
Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Материалы и оборудование:
- справочная и художественная литература;
- комнатные растения;
- оборудование для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели, тряпочки и т. д.);
- таблички-указатели с названиями комнатных растений;
- модели эколого-систематических групп «Живое», «Растение».
Реализация проекта:
Проект рассчитан на весь учебный год и включает в себя 3 основных этапа.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
Цель: совершенствовать практические умения и навыки в уходе за комнатными растениями.
1. Дежурство в зимнем саду.
2. Выступление на родительском собрании подготовительной группы на тему «Приобщение детей к труду по уходу за комнатными растениями».
3. Анкета для родителей «Экологическая обстановка в семье».
4. Консультация для родителей в папку-передвижку на тему «Опасные растения».
5. НОД по теме «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».
6. Изготовление табличек - указателей с названием растения и обозначением основных его потребностей (для всех растений зимнего сада).
II. Основной этап.
Цель: способствовать развитию представлений детей о растениях как живых существах, о необходимых для них условиях жизни.
1. Наблюдения за ростом и состоянием комнатных растений.
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Различная потребность растений во влаге, свете, тепле».
3. Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием растений, находящихся в различных условиях.
4. НОД по теме «Растение – живое существо» (подготовительная группа).
5. Занятия по уходу за комнатными растениями для всех возрастных групп.
6. Работа с экологическими моделями.
III. Заключительный этап.
Цель: обобщить представления детей о комнатных растениях, закрепить знания об их основных потребностях.
1. Обобщающее занятие. НОД по теме «В гостях у Феи зимнего сада» (подготовительная группа).
2. Оформление альбома детских работ «Мое любимое комнатное растение».
3. Проведение КВН «В мире растений» (родители и дети подготовительной группы)
4. Подведение итогов проекта.
Дежурство в зимнем саду.
Задачи:
- тренировать навыки ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, удаление пыли, опрыскивание);
- учить понимать сигнальные признаки неудовлетворенных потребностей растений;
- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
Дежурство в зимнем саду проходит ежедневно. В процессе ухода за комнатными растениями развиваются трудовые умения, соответствующие содержанию знаний. Дети учатся узнавать и различать растения, дифференцировать их по условиям, необходимым для роста и развития. Закрепляются названия комнатных растений, знания о способах ухода за ними. Происходит наблюдение за развитием и ростом растений.
В процессе ухода за комнатными растениями дети учатся выполнять работу последовательно и аккуратно, правильно пользоваться лейкой, опрыскивателем, палочкой для рыхления почвы.
Знания и умения, полученные во время работы дежурных в зимнем саду, помогут им в последующем правильно обращаться с комнатными растениями. В процессе ухода за растениями и происходит воспитание у детей чувства любви ко всему живому, желания заботиться и ухаживать.
НОД по теме «Растение - живое существо»
(подготовительная группа)
Задачи:
- совершенствовать представления детей о строении, росте и развитии растений;
- способствовать развитию представлений детей о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы;
- развивать знания об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло);
- формировать умения обобщать по существенным признакам, составлять рассказ по схеме-модели;
- воспитывать интерес к растениям.
Материалы и оборудование:
- 5-6 комнатных растений;
- оборудование для ухода за комнатными растениями;
- модели эколого-систематических групп «Живое», «Растение»;
- карточки необходимых для роста и развития растений потребностей;
- побеги, пустившие корни;
- луковицы, помещенные в различные условия (есть тепло, вода, свет; есть тепло, вода, нет света; есть вода, свет, нет тепла; есть тепло и свет, нет воды);
- игрушка Незнайка.
Ход занятия:
1. Введение игрового персонажа.
Незнайка просит детей помочь ему отгадать загадку:
И пьет, и дышит, а не ходит.
(Растение)
Незнайка утверждает, что растения не пьют и не дышат.
Доказать, что растение – живое существо, используя модель «Живое».
2. Игра «Живое-неживое».
Воспитатель называет различные объекты, если это живое существо – дети хлопают в ладоши, если нет – кладут руки на колени.
3. Беседа о растении.
Рассматриваем модель «Строение растения».
- Что есть у растения?
-Для чего растению корень? (рассмотреть побеги, давшие корни)
- Одинаковые ли у всех растений листья, цветы?
Рассматриваем модель «Развитие растения».
Рассказ воспитателя о развитии растения от семени до взрослого состояния, о том, что нужно, чтобы оно выросло (вода, питание в земле, тепло, свет).
4. Опытно-исследовательская деятельность.
Изучаем луковицы, помещенные в различные условия:
-есть свет, вода, тепло;
-есть вода и тепло, нет света;
-есть свет и вода, нет тепла;
-есть свет и тепло, нет воды.
Обсуждаем внешний вид растения в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, воздуха.
Определяем условия, необходимые для роста и развития растений.
5. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
Головой качают.
Тихо засыпают.
6. Беседа о правилах ухода за растениями.
- Как узнать, что растение нужно полить?
-Для чего нужно рыхлить землю?
-Что еще нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели?
7. Итог занятия.
- Помогли мы Незнайке разобраться, живые растения или нет?
- Как нужно относиться ко всем живым существам?
НОД
«В гостях у Феи зимнего сада»
(подготовительная группа)
Задачи:
- обобщить представления детей о комнатных растениях;
- сформировать представления детей о разнообразии всех органов растений;
- развивать умение сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду;
- совершенствовать умения выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ухаживать за комнатными растениями;
- способствовать развитию мышления, речи, воображения.
Материалы и оборудование:
-костюм Феи зимнего сада;
-комнатные растения с разнообразными стеблями, листьями, цветами;
-оборудование для ухода за комнатными растениями;
-карточки с нарисованными частями растений;
-карточки с изображением различных условий, необходимых для жизни растений;
-таблички-указатели с названием растений и указанием основных их потребностей (светолюбивые – теневыносливые, влаголюбивые – засухоустойчивые).
Ход занятия:
I. Детей встречает воспитатель-эколог в костюме Феи зимнего сада и приглашает их в гости в царство комнатных растений. Но для того, чтобы поближе познакомиться с комнатными растениями Феи, нужно выполнить её задания.
1. Составить из карточек с нарисованными на них частями растения целое растение и назвать его части.
– Для чего растению нужен корень, стебель, листья, цветы?
2. Игра «Кому что нужно?».
Выбрать из предложенных карточек те, на которых изображены условия, необходимые для жизни растений (вода, воздух, свет, тепло, почва).
3. Выбрать из предложенных предметов те, которые потребуются при уходе за комнатными растениями.
II. Фея зимнего сада знакомит детей с комнатными растениями, которые стоят перед ними: фиалка, кротон, бегония, алоэ, каланхоэ, кактус, аспарагус. Про каждое растение читается стихотворение и дается детям задание по табличкам-указателям, находящимся в горшке с растением, рассказать и показать в каком уходе нуждается это комнатное растение (светолюбивое - теневыносливое, влаголюбивое - засухоустойчивое).
Игра «Как меня зовут?». Цель: закрепить названия комнатных растений.
III. В конце занятия Фея дает детям задание на дом: сделать рисунок «Мое любимое комнатное растение», и тогда ее цветы всегда будут рады видеть ребят у себя в гостях.
Из рисунков детей оформляется альбом «Моё любимое комнатное растение».