Наталья Алексеевна Павлова
Экологический проект «Здравствуй, рябинка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в младшей группе
«Здравствуй, рябинка!»
Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!
Ягоды не сладость
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Сибирцев Виталий
Проблема: недостаточность знаний у дошкольников о рябинке, о её значении в жизни человека.
Актуальность темы.
Публикация «Экологический проект „Здравствуй, рябинка!“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
Наш детский сад называется «Рябинка», поэтому и возникла мысль создать проект с детьми младшей группы именно о рябине, чтобы дети знали о ней как можно больше. Рябинку можно увидеть на участке нашего детского сада, что позволяет малышам, не выходя за территорию детского сада, наблюдать за деревом в разное время года.
Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.
Предмет исследования: взаимосвязь между произрастанием рябинки на участке и человеческим фактором.
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Проект – краткосрочный (4 месяца) сентябрь - декабрь 2013.
Участники проекта – педагог Павлова Наталья Алексеевна, дети младшей группы, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.
Гипотеза: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом –рябинкой должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (специально – организованные занятия, игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными).
Этапы проекта.
I этап подготовительный:
1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор необходимого материала для разработки проекта:
иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки о рябине.
4. Изготовление дидактических игр:
«Собери рябинку» - осколочная мозаика (из 4 частей)
«Собери листочки и ягодки на рябине»,
«Подбери по высоте»,
5. Создание альбома «Рябинка»,
Консультация для родителей «Все о рябине»
II этап практический.
1. Планирование и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям.
«Познание» - экскурсия к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви, цветы из которых появятся ягоды)
«Социализация» - игровая ситуация «В гости к рябинке» - пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.
«Здоровье» - игровая ситуация «Полечим белочку» - уточняем целебные свойства рябины
«Физическая культура» - утренняя гимнастика «Рябинка», подвижная игра «Кто больше соберет рябиновых листочков»
«Коммуникация» - цикл бесед «Про рябинку» - дать простейшие знания о рябинке. Порадоваться красоте природы, заметить прекрасное.
«Художественное творчество» - рисование «Рябинка» - рисование листиков и ягод красками (учить рисовать детей разными красками, активизировать самостоятельные высказывания детей по поводу выполняемой работы («беру», «рисую»).
«Чтение художественной литературы» - чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения)
«Музыка» - хоровод «У рябинки, у ворот водят детки хоровод» - выполнять движения под музыку.
«Труд» - сбор листиков вокруг рябинки после ветра – учить наводить порядок возле любимого дерева.
2. Наблюдение за ветками и ягодами рябины в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).
3. Проведение подвижных игр «Кто больше соберет листиков рябины?», «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины?», «Раз, два, три к рябинке беги»
4. Рассматривание рябины в разное время года (сравнение, как изменились листья, ягоды, уточнить на зиму скидывает листики рябинка почему)
5. Проведение дидактических игр «Подбери листочек», «Найди рябинку», «Собери бусы»
6. Рассматривание картин о рябине
Сбор стихов, загадок, примет и рассказов о рябине в папку «Все о рябине».
III этап презентация проекта.
Результаты нашей работы:
Получены результаты в области экологического воспитания детей:
В ходе работы над проектом мы старались обобщать и обогащать опыт детей в сфере экологического воспитания.
В период работы над проектом особое внимание уделялось обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.
В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Мы создали совместно с родителями:
• Альбом «Рябинка»
• Дидактические игры о рябине: «Найди рябину», «Собери рябинку», «Подбери по высоте», «Листочки-различия»
Список используемой литературы:
1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ», 1998 г.
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005 г.
3. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010 г.