МААМ-картинки

Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников

Ирина Хабалова
Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка»

Экологический проект

На тему: «Земля – наш общий дом

для детей старшей группы

Подготовила учитель-логопед

Хабалова Ирина Станиславовна

г. Домодедово, 2015 год

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность темы проекта

Публикация «Экологический проект „Земля — наш общий дом!“ для дошкольников» размещена в разделах

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

1.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта : формирование у детей начала экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значе

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Таким образом, задачи экологического воспитания в ДОУ – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой осуществляется привитие основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Сроки реализации проекта : четыре недели.

Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети от 5 до 6 лет и их родители.

Средства реализации проекта

Экологическая ситуация в России довольно сложная. На законодательном уровне существуют законы и требования, которые помогают нам осуществлять экологическое воспитание подрастающих поколений. К ним относятся:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конвенция дошкольного образования;

- Закон «Об образовании» РФ и МО;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГОС;

- Типовое положение о ДОУ;

Но наряду с благоприятными факторами существуют факторы, затрудняющие осуществление экологического воспитания дошкольников. К ним относятся:

- Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

- потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

- во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.

Для реализации экологического воспитания старших дошкольников используется различное программно-методическое обеспечение ДОУ:

- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,2012 г

- Николаева С. Н. «Юный эколог»,2005

- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 1996

- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008

Методическое обеспечение:

- учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Развивающий видеоматериал.

- книги с экологическим содержанием.

Материально – техническая база ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников вполне отвечает современным требованиям. Это уголки природы в группах, огород на участке и на окне, наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.).

Формы работы по реализации проекта

- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

- просмотр видеофильмов, презентаций;

- чтение рассказов о природе;

- “Уроки бережного отношения к природе”;

- викторина «Знаешь ли ты природу?;

- продуктивная деятельность: создание плаката, выпуск экологический стенгазеты;

- лаборатория (опыты и эксперименты);

- экологические, подвижные, дидактические игры.

- эколого-познавательные развлечения.

Также проводятся экологические акции, предполагающие участие всех участников воспитательно-образовательного процесса:

- «Поможем цветам»;

- «Сделаем участок чище!».

Мы предположили к концу проекта получить следующие результаты:

- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

- повышение уровня экологических знаний и уровня экологической культуры воспитанников;

- формирование у воспитанников устойчивого интереса к творческой, поисково- исследовательской деятельности;

- формирование у детей навыков самостоятельного творческого мышления;

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Выводы

Проведенная в течение проекта работа по экологическому воспитанию детей 5 - 6 лет привела к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2012 г.

3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2008

4. Закон «Об образовании» РФ и МО;

5. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

7. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. -М, 2005

9. Конвенция о правах ребенка;

10. Конвенция дошкольного образования;

11. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

12. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.

13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

14. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

17. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М:Мозаика-Синтез,2008

18. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.

20. Интернет-ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. А. Батуев «Чудесный мир» ,- М., Детская литература, 1990

2. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

4. В. Бианки «Русские сказки о природе»»,

5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир. Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

6. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

7. Иванов А. А. «Вокруг света с Хомой и сусликом»

8. Д. В Панфилов, «В мире насекомых», - М., Лесная промышленность,

9. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Публикации по теме:

«Земля — наш общий дом» (фотоотчет)«Земля — наш общий дом» (фотоотчет) Уже 45 лет во всём мире отмечается День Земли. Всемирная акция День Земли впервые была проведена 22 апреля 1970 года. Это день напоминания.

Праздник «Земля — наш общий дом» Ведущий: Сегодня, речь пойдет о том, Что вся Земля – наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нем живем! Еще.

Продолжение Проекта «Земля-наш общий дом». ГЛАВА 2: ОПИСАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛАЩЕНИЯ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 2.1. Описание проекта: Участники проекта:.

Проект «Земля — наш общий дом» В ходе проекта «Земля- наш общий дом» дети узнают особенности природных зон, узнают о жизни людей в зависимости то природных условий, об.

Экологический практико-ориентированный проект «Земля — наш общий дом» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №51» Экологический практико-ориентированный проект «Земля – наш дом родной» Автор проекта:.

Экологический праздник «Земля-наш общий дом» Сценарий праздника в подготовительной группе «Земля – наш общий дом» Звучат слова Милены Дехтяренко»Берегите Землю» Звучит музыка «В мире.

Экологический проект для детей логопедической группы «Земля-наш общий дом»Экологический проект для детей логопедической группы «Земля-наш общий дом» Актуальность проекта Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить.

Экологический проект «Наш дом — земля Сабинская» Экологический проект "Наш дом - земля Сабинская" Автор проекта: Ибрагимова Ольга Анатольевна Краткое описание проекта: Проект «Наш дом.

Экологический проект «Природа — наш общий дом!» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида. Экологический проект Тема: «Природа – наш.

Экологический проект «Природа — наш общий дом» Цель проекта: совместный поиск воспитателя с детьми решения задач проекта; практическим путем вызвать у детей интерес к образу жизни растений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Земля — наш общий дом!» для дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 17:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД