Валентина Фуфаева
Экологическое образование — неотъемлемая часть образовательного пространства дошкольных образовательных организаций
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее актуальных проблем современности у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного воздействия с миром природы. Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете.
Публикация «Экологическое образование — неотъемлемая часть образовательного пространства дошкольных образовательных организаций» размещена в разделах
Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Согласно проекту «Стратегии экологического образования в РФ» «…экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности»
В настоящее время главной целью экологического образования выступает формирование экологической культуры. Становление экологического образования дошкольников происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов, таких как: народные традиции, тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром; и современного школьного образования.
Развитие дошкольного экологического образования в регионах России идет различными путями: стихийным, системным и смешанным, причем второй путь является, по мнению Н. А. Рыжовой наиболее эффективным с точки зрения включения дошкольной системы в систему непрерывного экологического образования.
В систему экологического образования дошкольных учреждениях она включает следующие взаимосвязанные компоненты: экологизация различных видов деятельности детей, экологическое просвещение родителей, подготовка и переподготовка педагогических кадров, экологизация развивающей предметной среды, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.
Важную роль в экологическом образовании дошкольников играет проектирование педагогического процесса. Педагогическое проектирование экологического образования дошкольников – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности воспитанников и педагогов по формированию экологической культуры. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Проектирование педагогического процесса экологического образования дошкольников играет немаловажную роль в формировании у дошкольников базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования.
Литература
1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М. :Издат. Центр «Академия», 2007г.
2. Павлова, Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании (Текст)/ Л. Павлова//Дошкольное воспитание.
3. Рыжова, Н. О проекте Стратегии экологического образования в Российской Федерации) (Текст)/Н. Рыжова//Дошкольное воспитание.