Папки-передвижки

Экологическое образование подготовительной группы ДОУ к школе

расима башарова
Экологическое образование подготовительной группы ДОУ к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Технология составлена с учетом достижений теории и практики экологического образования дошкольников С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, Т. И. Гризик, Н. Н. Кондратьевой, В. А. Дрязгуновой, А. К. Бондаренко, Н. А. Рыжовой и др.

Сочетание и модификация различных технологий, их адаптация к особенностям природы региона характеризуют данную технологию.

Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1 .Приобщать детей к экологической культуре.

Публикация «Экологическое образование подготовительной группы ДОУ к школе» размещена в разделах

2. Формировать основы экологического миропонимания.

3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе.

4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

5. Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности; совершенствовать природоохранную деятельность.

6. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.

Технология составлена на основе раздела «Ребенок познает мир природы» программы «Детство».

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

1. Регионализация экологического образования.

2. Гуманизм. В технологии реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность как качество, присущее людям, может быть представлена людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.

3. Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.

4. Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.

5. Системность. Дошкольникам необходимо показать системное строение природы. Для этого каждый живой организм представляется как система с соответствующими структурой и функциями.

6. Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, трудовой, в общении с животными, различных видах художественной).

7. Тематическое проектирование работы. Тема выбирается как своеобразный «стержень», вокруг которого строится содержание: рассматриваются всяческие аспекты многообразных явлений природы.

Условия реализации технологии экологического образования в ДОУ :

1. Создание развивающей природной среды в ДОУ (экологически правильно озелененный участок, уголки природы в группах, экологическая студия или зимний сад и т. д.).

2. Экологическая компетентность педагогов ДОУ.

3. Сотрудничество педагогов и родителей.

4. Система работы, изложенная в технологии.

Основные содержательные линии технологии:

1. Многообразие животных и растений региона.

2. Сезонные изменения природы региона.

3. Человек - биосоциальное существо.

4. Взаимодействие человека и природы.

5. Человек и его здоровье в условиях региона.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но емким. Это требование соблюдается, если содержание когнитивного развития дошкольников такое, чтобы оно охватывало многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность субъектного опыта ребенка.

Аспекты протекающих явлений в сфере «природа» Естественно — научные аспекты природных явлений:

- свойства и характеристики различных объектов живой и неживой природы; их изменения в зависимости от внешних условий;

- сезонные изменения погодных условии;

- физико-химические и биологические закономерности явлений природы, которые прослеживаются на уровне восприятия и или установления простейших временных, функциональных, причинно - следственных связей, в том числе превращения веществ, изменения их физических состояний и др. ;

- способы ухода за животными и растениями (в зависимости от их потребностей, сезонов);

- механическое движение объектов, его характеристик и их изменения.

Эстетические аспекты природных явлений:

- эстетические характеристики природы (неживых и живых существ растений и животных);

- эстетические характеристики природных явлений, событий в природе;

- эстетические характеристики естественнонаучных законо-мерностей, рассуждений и выводов.

Социальные аспекты природных явлений:

- потребности живых объектов - общие и особенные;

- способы и возможности удовлетворения потребностей;

- допустимые способы обращения с природными объектами;

- допустимые и возможные варианты преобразования природы, вмешательства в ее жизнь;

- труд людей в природе, зависимость видов труда от времени года;

- допустимость использования природных ресурсов, доступные способы их восстановления;

- возможности и варианты использования природных ресурсов;

- реальные и вымышленные отношения в животном и растительном мире;

- права и обязанности человека и других существ по отношению к природе.

Логико-математические аспекты природных явлений:

- разного рода логические связи и отношения в природе, человека и природы;

- количественные характеристики природных (естественнонаучных явлений (в том числе временные, пространственные и др.);

- метрические характеристики природных объектов (величина, форма, симметричность, характеристики их расположения в пространстве.

Методы и приемы реализации технологии:

- наблюдения, в том числе циклические;

- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- обучающие ситуации с игровой мотивацией;

- путаницы и их комментирование;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- труд в природе;

- экспериментирование с водой, снегом, песком, глиной, нефтью, растениями и животными;

- беседы (обобщающие, эвристические, сопровождающие);

- моделирование;

- «провокационные» ситуации;

- экологические проекты.

Формы экологического образования дошкольников :

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные);

- познавательные минутки;

- целевые прогулки;

- экскурсии;

- развлечения и досуги с экологическим содержанием;

- природоохранительные акции.

Технология экологического образования дошкольников предусматривает диагностику экологической воспитанности детей, в процессе которой изучается уровень представлений и уровень отношения дошкольников к природе.

Диагностический компонент технологии представлен как общеизвестными, так и разработанными составителем технологии методиками.

Дошкольник 6-7 лет интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти, обследовать. На основе опыта у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, растениях и др.

Интерес к природным явлениям у ребенка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт. К семи годам у детей развивается понимание необходимости осторожного обращения с живыми существами, водой, огнем и т. п. Однако это не снижает детской любознательности к природным явлениям. Взрослый должен всемерно поддерживать детский интерес к природе, направлять его в безопасное и содержательное русло. Компетентность дошкольника по отношению к природе складывается в различных видах деятельности: наблюдениях, экспериментировании, проектировании, труде по уходу за растениями и животными.

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет; каково строение цветка, тела насекомого, птички. Чем они питаются, спят ли, прячутся, куда улетают. Старший дошкольник «выверяет» свои знания о природе, свое отношение к ней по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Старший дошкольник может устанавливать скрытые взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, понимать важные механизмы приспособления живой природы к среде обитания (наземная, наземно-воздушная, водная); видеть зависимость внешних природных изменений от особенностей сезонов.

Дети 6-7 лет уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дошкольники постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Большой интерес у ребенка этого возраста вызывают детеныши животных. Он испытывает к ним нежность. У ребенка уже может возникать чувство ответственности за благополучие своих домашних животных и растений.

Задачи экологического образования детей 6-7 лет :

1). Дальнейшее расширение представлений о природе путем включения знаний о новых объектах и явлениях (о системе потребностей живых организмах; о человеке как о живом существе; росте, развитии и размножении живых организмов; жизни живых организмов в условиях экологических систем);

2). Завершение работы по систематизации знаний (лес, луг, животное, живое и др.);

3). Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности;

4). Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями, животными, объектами неживой природы.

Технология эколого-педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы имеет сходство и отличие от системы работы в предыдущих группах.

В повседневных циклических наблюдениях дошкольники прослеживают самые различные нюансы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней. В циклы включаются сравнительные наблюдения, проблемные и опытнические ситуации, дети прослеживают рост и развитие птенцов, детенышей млекопитающих, их меняющуюся связь с внешней средой.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей природы (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Метод проектов возможно, на наш взгляд, рассматривать как метод педагогизации процесса взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Спецификой метода проектов обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость данного метода мы видим в том, что:

- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- метод проектов актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;

- метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир. Природную и социальную среду, педагогизирующих процессов освоения ребенком, окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.

М. В. Крупенина. Е. Г. Кагаров, И. В. Цветкова выделяют следующие этапы метода проектов:

1. Целеполагание. Педагог помогает ребенку определить наиболее актуальную и, в то же время, посильную для него задачу на более-менее продолжительный отрезок времени (или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта).

2. Разработка проекта - плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги прочитать, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодится при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т. д.

3. Выполнение проекта (конкретное практическое дело или ряд практических шагов к намеченной цели).

4. Подведение итогов выполнения проекта и определения задач для новых проектов.

В течение года с детьми реализуются следующие экологические проекты : «Дождики», «Разведка осенних примет», «Наше дерево».

В сентябре начинается изготовление самодельного глобуса. С его помощью детям дается самое элементарное представление о Земле, материках, морях, океанах, о полюсах и экваторе, местоположении России, региона и родного города. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен, именно, самодельный глобус, по мнению С. Н. Николаевой, потому что дети в течение года работают с ним, практически, моделируют свои первые географические познания: наклеивают материки, флажками обозначают полюса, наносят печатными буквами названия (страны, столицы, своего города или поселка, приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания, значком обозначают экологически неблагополучные территории. Работа с глобусом целиком сопряжена с чтением познавательной литературы В. Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, М. Пришвина, В. Танасийчука и др.

Технология экологического образования детей этой группы опирается на широкое использование игровой деятельности. Ребенку предлагается путешествовать, играть, упражняться, размышлять вместе с игровыми персонажами (Лесовичком, Незнайкой и др.).

Потребность в новых впечатлениях - одна из самых важных для человека. Ориентация на нее обусловила введение тренинга в систему работы.

Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности человека вообще и ребенка в частности, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».

В соответствии с этим положением задания и упражнения тренинга направлены на расширение чувственного опыта и развитие органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Ориентироваться по звуковым сигналам.

Давнее мудрое изречение гласит: «Правильно слышит один человек из ста, а правильно видит - один из тысячи». Осуществление настройки органов чувств на эмоциональную отзывчивость детей нуждается в гибкости педагогического процесса, подобно тому, как настраиваются музыкальные инструменты для гармоничного звучания. Создание эмоциональных ситуаций нельзя приурочить только к тем определенным часам, которые отведены для занятий. Иногда обстоятельства требуют отложить на время выполняемую работу и подвести детей к окну, чтобы они полюбовались первым снегом и на основе эмоционального переживания перешли к осмыслению красоты образного выражения «. и на землю тихо падает, ложится».

Тренировка органов чувств в восприимчивости красоты и формы, способности улавливать происходящие вокруг изменения, требуют, возможно, более частых, но непродолжительных упражнений, которые проводятся под рубрикой «Тренинг».

Дарованная природой естественная любознательность старших дошкольников создает благоприятные предпосылки для обучения их проведению самостоятельных наблюдений и экспериментов. Постановке многих опытов и проведению наблюдений предшествует постановка проблемного вопроса, который направляет детей на поиск неизвестного.

Коррекция ответов и высказываний осуществляется педагогом лишь с учетом положительного отношения к целостной личности и комментируется конструктивным побуждающим образом :

«Постарайся быть внимательным»,

«Попробуй еще раз».

На протяжении всего учебного года (как и в предыдущих группах) одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные изменения в природе. Все произошедшие изменения фиксируются в календаре природы.

Большое значение в технологии подготовительной к школе группы имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа. Здесь дошкольники приобретают первые навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Один из видов занятий по экологическому образованию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком как с живым организмом и социальным существом. На таких занятиях сам ребенок предстает в качестве субъекта познания и саморазвития. По содержанию эти занятия не сводятся только к одностороннему изложению гигиенического и биологического материала. Но направлены на развитие природных способностей детей, умения пользоваться своими органами чувств и на этой основе совершенствовать образное восприятие мира, увеличивать резервы памяти.

На подобных занятиях используется комплекс методов, включающий разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др. Все знания взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.

Не менее важны интегрированные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства, - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.

Продолжается произведение познавательных минуток, в процессе которых происходит дальнейшее обогащение и систематизация знаний детей о природе, о способах экологически правильного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям.

В течение года педагоги организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и целевые прогулки в лес, парк, водоем. Это очень важные мероприятия познавательного и эколого-оздоровительного характера : дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранной деятельности.

Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера. Второй праздник Нового года педагоги организуют вместе с детьми на участке (в ближайшем природном окружении) вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жизни - прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору предновогодней массовой вырубке елей. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода - это жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям - праздник дает это почувствовать.

Самым главным экологическим праздником является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день дети вместе со взрослыми поздравляют нашу планету. Дошкольникам напоминают, что Земля - наш общий дом и от ее «самочувствия» зависит наша жизнь.

По-прежнему в технологии присутствуют путаницы и их комментирование. В веселой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений) природы, их взаимосвязь с окружающей действительностью.

Сформированность экологических представлений у детей помогают выявить речевые логические задачи (Н. Ф. Виноградова).

Организация труда дошкольников в живом уголке, в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочных навыков гуманного отношения к живому (выращивание зеленого корма для птицы, свинки; подкормка животных и птиц; изготовление кормушек и скворечников вместе с родителями). Однако, как показывает исследование А. П. Сидельковского, не всякая деятельность может привести к действиям по защите естественной среды. Она должна сочетаться с формированием экологических представлений. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.

Наличие практических навыков еще не является показателем заботливого отношения к животным, растениям. Поэтому мы ввели в технологию создание провокационных ситуаций (З. П. Плохим) во время дежурства детей в уголке природы. В непривычной обстановке, когда у животного загрязненный корм, вода или вообще отсутствуют кормушка, поилка, от детей требуется затрата умственных и некоторых физических усилий для ее исправления.

Используя провокационные ситуации, необходимо учитывать следующие моменты:

- нарушение условий жизни живых организмов не должно отражаться на их состоянии;

- провокационные ситуации должны создаваться в отсутствии детей и восприниматься ими как естественные;

- нарушение условий должно быть разнообразным, но доступным для устранения их детьми.

Для проекта «Наше дерево» можно изготовить пособие «Жизнь старого дерева». На картоне большого формата (100.x 60 см) изобразите старое дерево : одна половина нарисована в разрезе, вместе с корневой системой, вторая - обычный вид этого дерева. По всему листу приклейте пластмассовые штыри, на которые дети по ходу работы вешают карточки с изображением различных зверей, птиц, насекомых. Такая картинка позволит ребятам наглядно увидеть жизнь старою дерева и понять, что случится, если оно погибнет.

Публикации по теме:

Экологическое образование детей 6–7 лет через знакомство с пейзажной живописью «Экологическое образование детей 6-7 лет через знакомство с пейзажной живописью» Андрющенко М. Н. «Природа – это не только великий учитель.

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье». Анализ анкеты АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье» Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического.

«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста«Каждой пичужке кормушка». Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста, имеет важное значение, в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Экологическое образование детей младшей группы-деятельностный подход, как формирование личности. «КОМПОНЕНТЫ, ВХОДЯЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,КАК СРЕДСТВА ВСЕСТОРОННЕГО.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию детей. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не.

Экологическое образование дошкольников средней группы ДОУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОУ Расима Башарова, Детсад № 3, Кушнаренково, Башкортостан Технология составлена.

Экологическое образование Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому.

Экологическое образование в начальной школе а) организация природоохранной работы по экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое образование подготовительной группы ДОУ к школе
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 10:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое образование подготовительной группы ДОУ к школе» (включая файлы) размещена пользователем расима башарова (УИ 292909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД