Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей 4–5 лет с ЗПР

Анна Банникова
Экологическое воспитание детей 4–5 лет с ЗПР

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.

Бережное отношение к природе родного края, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирование личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Публикация «Экологическое воспитание детей 4–5 лет с ЗПР» размещена в разделах

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование представлений о растительном мире родного края, фундамент которых составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы.

Отличительная особенность образов представления у ребенка - их яркость, эмоциональность, легкость возникновения и смены (Е. И. Изотова). Одним из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.

Постоянное возникновение образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному (А. П. Усова). Но отсутствие целенаправленных действий в этом направлении приводит к тому, что возникающие образы разрознены. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов [21].

Представления являются обязательным компонентом процесса формирования культуры, экологической культуры, в частности, отношение – его конечным продуктом. Они формируют осознанный к окружающим характер отношений с окружающим миром. Только знания помогают человеку правильно взаимодействовать с природой, растениями и жить по её законам.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых представлений формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как трудолюбие, уважение к труду взрослых.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полётом ласточки, у ребёнка развивается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, не раз виденном.

Формирование представлений у подрастающего поколения является важным этапом в дошкольном образовании. Данная проблема возникла в связи с углубленным исследованием современными учёными человеческого общества и природы.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий. Проблема формирования представлений рассматривается в трудах таких педагогов, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова, Л. А. Венгер. В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию представлений в дошкольном детстве. Так, например, в работах А. П. Усовой представлена роль занятий как основной формы обучения дошкольников и путь формирования знаний и представлений.

Н. Н. Поддъяков подчёркивал необходимость формирования системы представлений. В целом все учё ные сходятся в одном: представления – это необходимый компонент формирования полноценной личности ребёнка.

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольников к растительному миру родного края являются конкретные представления, отражающие, ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение роста и развития. Возможность усвоения представлений детьми старшего дошкольного возраста рассмотрена в психолого-педагогических исследованиях П. Г. Саморуковой, И. А. Федотовой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой. Спецификой системы является её построение на конкретном, ограниченном по объёму, материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность формирования таких представлений обоснована работами детских психологов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова.

В ознакомлении с растительным миром родного края широко используются разнообразные методы. Они расширяют представления детей о доступных явлениях и предметах природы. Применяя разнообразные методы, педагог способствует познанию ребенка многоликости мира растений, взаимодействию с разнообразными растениями, усвоению сложной системы отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребёнка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Важна и обратная сторона явления: экологические представлений, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную деятельность, станут её содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивал лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

В последнее время наблюдается большое количество вариативных программ по экологическому воспитанию дошкольников. Поэтому возникает проблема отбора содержания представлений о растительном мире. Растения являются средообразующим фактором экологической среды ДОУ. Они доступны, вызывают эмоциональный отклик, формируют положительные эмоции и чувства, следовательно, необходимо формировать представления посредством непосредственной образовательной деятельности, наблюдения, ухода и закреплять, обобщать, классифицировать их в ходе использования дидактических игр.

Однако, не так много представлено исследований, касающихся особенностям формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались в трудах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, И. Г. Еременко, А. И. Липкина, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и др., но даже используемые авторами методики изначально ориентированы на здоровых детей.

Дети с отклонениями в развитии (в том числе с ЗПР) нуждаются в особом подходе при исследовании для осуществления последующей коррекции отклонений. Психическое и физическое развитие являются теми факторами, которые являются определяющими и обусловливающими при формировании у детей представлений об окружающем мире. Это необходимо учитывать при изучении самих представлений детей, которые являются немаловажным компонентом в нормальном развитии и функционировании ребенка. Эти представления являются тем фундаментом, на основании которого ребенок организует свою повседневную жизнь.

Актуальность исследования позволила сформировать психолого-педагогическую проблему: каковы особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Проблема обучения и развития детей с ЗПР не является новой в психологии и педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т. А. Власова, В. С. Лубовский, Г. Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли педагогам в работе с такими детьми.

Проблеме изучения отношения детей с ЗПР к экологическим проблемам посвятили свои исследования многое ученые, среди которых такие, как: Л. С. Выготский, И. Г. Еременко, А. И. Липкина, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Н. М. Стадненко, Ж. И. Шиф и другие. И в большинстве исследовательских работ главной причиной нарушений в адекватном восприятии окружающего мира детьми с ЗПР в качестве основного фактора выделяются недостатки познавательных процессов. В работах вышеназванных ученых проводится сопоставительный анализ исследований, посвященных изучению познавательной сферы детей с разными видами нарушений интеллектуального развития (умственная отсталость, задержка психического развития); показана роль специфики восприятия, памяти, мышления, речи в трудностях формирования представлений. Слабость познавательного интереса и другие особенности личности усугубляют их (Н. Л. Белопольская, Т. В. Егорова, И. Ю. Кулагина, Н. Г. Морозова, А. Н. Цимбалюк). Следующей причиной является несовершенство предметной, игровой, учебной, практической деятельности детей (А. А. Катаева, В. Г. Петрова, Н. М. Стадненко, Е. А. Стребелева, Е. С. Слепович, Н. Д. Соколова). Недостатки представлений обусловлены и социальными факторами. Проблемы речевой коммуникации и личностные особенности детей с нарушениями интеллектуального развития усиливают социальную депривацию, которая, в свою очередь, препятствует обогащению представлений об окружающем (Л. С. Выготский, Е. Бедер, И. А. Коробейников, Дж. Лангмейер, З. Матейчек и др.).1

Исходя из результатов анализа теоретических источников по проблеме исследования, назрела необходимость изучить существующие коррекционно-развивающие методики как средства диагностики и коррекции экологических представлений детей дошкольного возраста с ЗПР. Указанные проблемы послужили основанием для проведения нашего исследования.

Публикации по теме:

Детям о космосе. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по организации экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста Так как космос это.

Экологическое воспитание детей в детском саду Проблема взаимосвязи человека с природой всегда имела место. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека.

Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (Слайд №1) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь.

Экологическое воспитание детей Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй никогда она не.

Экологическое воспитание детей Экологическое воспитание дошкольников – составная часть воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. Сейчас много говорят об охране.

Экологическое воспитание детей. Пейджеры мобильники, компьютеры,виртуальные игры- атрибуты цивилизации, увлечения, которые мы приписываем нашим детям автоматически. Также.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста С 1 по 31 октября в нашем дошкольном учреждении прошёл экологический месячник. В ходе этого месячника была поставлена цель и намечаны задачи,.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Известно, что мир находится на грани экологической катастрофы, это результат нерационального природопользования, результат.

Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с лекарственными растениями Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя Так давайте к ней мы будем Относиться как друзья. Л. Парукова В настоящее время, как никогда,.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления детей с природой В педагогической литературе содержание понятия «экологическое воспитание» трактуется по-разному. Так, А. А. Вербицкий утверждает, что под.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей 4–5 лет с ЗПР
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 17:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД