Приложение МААМ

Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность

Наталья Кольцова
Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наталья Тихоновна Кольцова,

воспитатель МКДОУ «Детский сад №10» г. Зимы

Экологическое воспитание и образование имеет огромное значение для дошкольников. Показывая детям красоту природы родного края, мы воспитываем у них интерес к природе и заботливое отношение к окружающему их миру. Прививаем любовь к родному краю, ответственность за всё живое.

Публикация «Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность» размещена в разделах

Ставя задачу воспитания любви к природе, бережного отношения к ней, передо мной встал вопрос, чем можно реально пробудить эту любовь в детях. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту природы, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Проанализировав научную и методическую литературу, пришла к выводу, что восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Выразил свои чувства и своё отношение к окружающему миру и Василий Александрович Сухомлинский. Он отмечал огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей к творчеству.

Я поставила перед собой цель: создание условий для развития основ экологической культуры у дошкольников через изобразительную деятельность.

Для себя я определила следующие педагогические задачи:

Создать условия для экологического образования и творческой деятельности дошкольников.

Прививать интерес и бережливое отношение к окружающему миру.

Развивать творчество, воображение и художественно-эстетический вкус. Воспитывать любовь к родному краю

Привлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

Решение поставленных задач осуществлялось через создание эколого-творческой зоны в группе, которая должна способствовать:

развитию познавательного интереса;

эколого-эстетическому развитию ребенка;

формированию гуманного отношения к природе;

В качестве структурных компонентов данной зоны выступает центр природы и центр творчества.

В центре природы находится природный материал: глина, песок, шишки а также плоды и семена разных растений, засушенные листья различных деревьев, трав и цветов. Ещё дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага. В этом уголке дети, знакомясь с природным материалом, создают из него свои поделки. То, что создано детьми - поделки, рисунки периодически выставляем в центре творчества или делаем мини выставки. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Вся работа строится по двум направлениям:

работа с детьми;

работа с родителями.

В процессе работы по теме использую различные методы. Словесные (чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, придумывание сказок к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных и растениях).

Наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого).

Практические (наблюдение, метод поисковых ситуаций, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

Занимаясь с детьми, стараюсь затронуть душу ребёнка, чтобы ребёнок показывал свои чувства, переживал за мелкую букашку, или сорванный цветок.

Наиболее эффективной формой работы с воспитанниками в данном направлении являются занятия по изоэкологии.

При этом используем на занятиях по изобразительному искусству природные материалы. Дети с большим желанием изображают милого ёжика, или весёлого львёнка. Радуются, что у них получились забавные птички или открытка для мамы.

В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень» «Поздняя осень», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик», «Белый снег пушистый в воздухе кружится» и др. Ребята вырезают и приклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веточек. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка.

Работа с природным материалом вызывает у детей большой интерес. Они всегда работают увлеченно и старательно. Аппликацией «Весенние птицы». Мы с детьми оформили коридор детского сада. Такие работы развивают у детей творчество, трудолюбие, умение видеть и ценить прекрасное.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно-образного мышления я использую разнообразные игры природоведческого содержания.

Мной были подобраны и разработаны дидактические игры: «Собери натюрморт», «Составь пейзаж», «Цветочная поляна», «Подбери цвет к времени года», совместно с детьми оформили лэпбук «Экология». В ходе игр воспитанники уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы.

С целью популяризация экологических знаний, способствующих формированию экологической культуры у воспитанников, участвуем в конкурсах. За последний год дети участвовали в городском конкурсе иллюстрированного стихотворения, посвящённого празднованию 85-летия Иркутской области «Край родной, навек любимый».

Занимали призовые места во Всероссийском конкурсе «Мой любимый медведь», Всероссийском конкурсе «В мире птиц». Опубликовала конспект занятия по изобразительной деятельности «Краски зимы» в научно - образовательном журнале «Вестник дошкольного образования»

Сотрудничаем с клубом «Романтик». Подгруппа детей занимается в кружке «Соломенное разноцветье». Вместе с Ольгой Петровной делаем замечательные поделки из соломки.

В рамках методической недели для коллег было представлено мероприятие с детьми «Осенний лес», консультация «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников»,

Совместно с музыкальным руководителем подготовили с детьми сказку по экологии «Путешествие солнечного лучика». Эту сказку мы показали в нашем детском саду, детям других групп.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Основные направления работы с родителями в вопросе экологического образования это : информирование родителей, просвещение, консультирование, обучение. Также я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми : изготовление поделок из природного материала. В рамках РОУ провела для родителей практикум: «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс «Аппликация с детьми из засушенных листьев»

Работая над проблемой экологического воспитания, я сделала вывод. Когда дети больше узнают природу, начинают её понимать, у них появляется желание изобразить её с помощью карандаша или краски. А используя различный природный материал, создают свои шедевры. От этого они ещё больше будут любить свой родной край, а когда вырастут и беречь его.

Литература:

1. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», М. : Просвещение, 1985г

3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ООО ТЦ «Сфера» 2005г

4. Новикова, И. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду»

Академия развития, 2017г

5. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду»,Мозайка синтез 2019г

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластикаЭкологическое воспитание младших дошкольников через игры, изготовленные из пластика Экологическое образование дошкольников необходимо рассматривать с разных сторон. В первую очередь это знания об окружающем мире. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность
Опубликовано: 21 марта 2023 в 17:30
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей через художественно-творческую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кольцова (УИ 823604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД