Приложение МААМ

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в совместной деятельности (растительный мир)

Юлия Деткова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в совместной деятельности (растительный мир)
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание детей в совместной деятельности (растительный мир)

РАЗДЕЛ: Растения (осень)

Развитие речи Худ. литература Наблюдения Опыты и эксперименты

1. Составление описательного

рассказа по картине

И. И. Левитана «Золотая

осень»;

2. Беседа «Почему деревья

сбрасывают листья?»;

3. Загадки;

4. Словесные игры: «Слова-

родственники», «Третий

лишний». В. Бианки «Лесная газета»,

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в совместной деятельности (растительный мир)» размещена в разделах

Н. Павлова «Осенью», «Растения осенью»,

Б. Тимофеев «Дуб»,

Н. Плавилыциков «Осенний букет»,

Стихи:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.»,

«Осень»,

А. Плещеев «Осенью»,

А. Толстой «Осень»,

И. Токмакова «Дуб»,

С. Маршак «Песня о желуде»,

И. Бунин «Листопад»,

М. Лермонтов «Осень»,

3. Федоровская «Осень»,

Е. Головик «Осень». За деревьями в осеннем

уборе,

за кустарником,

за цветами,

за листопадом. Демонстрация испарения воды

листьями.

Игра Продуктивная деятельность Ознакомление с искусством Труд

«Продай дерево», «Найди такое дерево», «Послушные листья», «Березонька, выручай». Дидактические игры: «Третий лишний», «Раньше-позже».

Коллаж: тема «Лес»; Рисование: «Деревья нашего края», «Как у нашего крыльца вырастали деревца»; Лепка: «Грибное царство»; Оформление гербария; Оформление настенной карты «Растения нашего края»;

Оформление коллекции «Виды семян»; Оформление альбома «Лекарственные растения».

Д. В. Бошко «В лесу осенью»,

И. И. Левитан «Золотая осень», И. Э. Гробарь «Осенний день», Е. Е. Волков «Октябрь». Рассматривание иллюстраций, отражающих разные периоды осени (подборка воспитателя). Уборка листьев; Подготовка цветника к зиме; Сбор растений для гербария; Сбор семян в коробочки для коллекций.

ОСЕНЬ

Развитие речи

1 .Составление описательного рассказа по картине Левитана И. И. «Золотая осень».

Цель: расширить представление детей о растениях осенью; обогащать словарь; формировать связную речь; учить логично и последовательно строить описание.

2. Бесе да «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цель: уточнить представление детей о характерных признаках осени; активизировать употребление слов, определяющих характерные признаки осени; формировать связную и доказательную речь.

3. Загадки.

Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет. (Листья)

В красном платьице девица вышла с осенью проститься, осень проводила, платье снять забыла. И на красные узоры первый снег ложиться. (Рябина)

Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо не пройдет, всяк поклониться. (Гриб)

Летом вырастают, а осенью выпадают. (Листья)

Падают с ветки осенние монетки. (Осенние листья)

Под кочкой крошка, только шляпа да ножка. (Гриб)

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Лиственное дерево)

Есть у родственницы елки, неколючие иголки, но, в отличие от елки опадают те иголки. (Лиственница)

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)

4. Словесные игры.

Слова-родственники (лес - лесной, лесок, лесник, лесовик; дерево -деревянный, деревище, деревня; гриб - грибник, грибочек, грибной; лист - листочек, листва, лиственный, лиственница)

Третий лишний (сосна, береза, деревянный; лес, лесник, лестница; дуб, липа, роза).

Художественная и научно-популярная литература

В. Бианки «Лесная газета»;

Н. Павлова «Осенью», «Растения осенью;

Б. Тимофеев «Дуб»;

Н. Плавильщиков «Осенний букет»

Стихи.

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень,

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу.

Приближалась довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин «Осень»

. Унылая пора! очей очарование! Приятно мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увядание, В багрец и золото одетые леса -В их сенях ветра шум и свежее дыхание, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Плещеев «Осенью»

Осень наступила, Туча небо кроет,

Высохли цветы, Солнце не блестит;

И глядят уныло, Ветер в поле воет;

Голые кусты, Дождик моросит.

Вянет и желтеет Воды зашумели

Травка на лугах, Быстрого ручья,

Только зеленеет Птички улетели

Оземь на полях В теплые края.

А. Толстой «Осень»

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

3. Федоровская «Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета.

Е. Головик «Осень»

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

И. Токмакова «Дуб»

Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь по поздней осени он стоит зеленый. Значит дуб выносливый, значит, закаленный.

С. Маршака «Песня о желуде»

С колпачком на голове, В этот гладкий коробок

Будто в путь готовый, Бронзового цвета

Он скрывается в листве Спрятан маленький дубок

Дуба золотого. Маленького лета.

Коль его не разгрызет

Белка острым зубом

Сотни лет он проживет

Коренастым дубом.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной, Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчание, В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршание.

М. Лермонтов «Осень»

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят; Л

ишь в бору, поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл,

И поле сквозь туман

Лишь серебрит.

Опыты и эксперименты

Опыт: демонстрация испарения воды листьями.

Цель: уточнить представление об особенностях строения растения; учить правильно называть части растений; воспитывать у детей бережное отношение у детей к растениям в процессе обследования и интерес к ним.

Ход опыта: не срезая листа с комнатного растения герани, свернуть его в трубочку и просунуть в колбу; горлышко колбы закрыть комочком ваты; колбу закрепить на штативе. Через два дня на стенках колбы появятся мельчайшие капельки воды. Водяной пар, испаряясь с поверхности листа, соприкасается с холодными стенками колбы и превращается в капельки воды - значит, листья растений испаряют воду.

Наблюдение

Цель: упражнять в узнавании деревьев и кустов в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; учить использовать в наблюдении художественное слово; учить устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

За деревьями в осеннем уборе;

За кустарником;

За цветами;

За листопадом.

Игра

Цель: учить находить растения по характерным признакам; различать и

называть деревья по форме листьев; закреплять знания детей о растениях;

развивать память, внимание, учить быстро ориентироваться.

«Продай дерево» - три-пять детей занимают место каждый под своим деревом, у одного из детей, ведущего, дерева нет. Он - покупатель. Он просит кого-нибудь из владельцев деревьев: «Человек, человек продай дерево!», на что тот может ответить положительно или отрицательно. Если он говорит: «Не продаю, иди к соседу.», - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в покупке, должен быстро поменяться с кем-нибудь деревьями и перебежать так, чтобы покупатель не успел занять его дерево. Покупатель остается ведущим до тех пор, пока не займет чье-либо место под деревом. Если владелец продает свое дерево, он становится покупателем.

«Найди такое дерево» - дети находят дерево по листьям, плодам: используются задания типа «Кто быстрее добежит (допрыгает?».

«Послушные листья» - воспитатель читает стихотворение: «Падают, падают листья в нашем саду листопад, желтые, красные листья по ветру вьются, летят.» Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я - ветер, вы - листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают, закрывают глаза).Ветер подул и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед, подскоками, закружились листья на месте; ветер стих, листья отдыхают».

«Березонька, выручай!» - по сигналу воспитателя дети разбегаются врассыпную. Проигравшим считается тот, кто не успел добежать до березы и его поймал ловишка.

Дидактические игры:

Цель: закрепить умение детей различать и называть деревья по форме листьев, развивать память, внимание, наблюдательность.

Третий лишний-на карточках изображены два дерева (липа, береза) и

одна птичка. Два дерева (сосна, ель) и один цветок. Дети должны

определить что лишнее. Цель: развивать логическое мышление. <

Раньше-позже - на предложенных к рассмотрению карточках

изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов,

посаженных раньше других» (четыре картинки).

Ознакомление с искусством

Рассматривание картин и репродукций: Д. В. Бошко «В лесу осенью»; Левитан И. И. «Золотая осень»; Гробарь И. Э. «Осенний день»; Волков Е. Е. «Октябрь» (Пособие «Природа нашей Родины»).

Рассматривание иллюстраций, отражающих разные периоды осени (подборка воспитателя).

Продуктивная деятельность

Изготовление коллажа по теме «Лес».

Цель: начать работу с природной целостностью «Лес»; вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами; показать преимущества коллективной работы.

Рисование.

Цель: передать в рисунке образ осеннего убранства деревьев, их относительную величину, развивать эстетическое восприятие.

«Деревья нашего края»

«Как у нашего крыльца вырастали деревца»

Лепка «Грибное царство»

Оформление гербария.

Оформление настенной карты «Растения нашего края»;

Оформление альбома «Лекарственные растения нашего края»;

Оформление коллекции «Виды семян»

Труд

Цель: систематизировать знание детей о труде людей осенью; учить устанавливать причины смены видов труда, сравнивать их с трудом людей летом; делать выводы о направленности и значении труда; воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Уборка листьев;

Подготовка цветника к зиме;

Сбор растений для гербария;

Сбор семян в коробочки для коллекций.

РАЗДЕЛ: Растения (зима).

Развитие речи Худ. литература Наблюдения Опыты и эксперименты

1. Составление описательного

рассказа по картине И. Э. Гробарь «Зимний

пейзаж»;

2. Беседа об изменениях в жизни

растений в зимний период;

3. Загадки. В. Бианки «Лесная газета»;

Д. Зуев «Зимний лес»;

И. Соколов-Микитов «Ель»;

Ю. Дмитриев «Сосна»;

М. Папорков «Как отличить одно дерево от другого?»;

Г. Скрибитский «Вечно зеленые растения хвойного леса»; «Ягоды из-под снега»;

Н. Павлова «Деревья зимой», «Самая

зимостойкая ягода», «Кто, что успел?»;

И. Полуянов «Шепот снегов».

Стихи:

С. Есенин «Береза»;

Е. Трутнева «Первый снег»;

И. Никитин «На безлюдный простор». За деревьями. За кустарником. Рост растений в помещении в сравнении с ростом их на улице.

Игра Продуктивная деятельность Ознакомление с искусством Труд

«К дереву беги!» Коллаж «Лес зимой»;

Плакат «Зимняя елочка - живая иголочка»; Рисование «Зимняя гостья», «Зимний лес». Н. П. Крымов «Зима»; П. Т. Мальцев «Зимний день»; И. Э. Гробарь «Зимний пейзаж». Рассматривание иллюстраций, отражающих разные периоды зимы (подборка воспитателя).

РАЗДЕЛ: Растения (весна)

Развитие речи Худ. литература Наблюдения Опыты и эксперименты

1. составление описательного

рассказа по картине Л

В. Н. Бакшеева «Голубая

весна»

2. беседа. Изменение жизни

растений в весенний период.

3. Загадки. А

4. Заклички, песенки, потешки. Л В. Бианки «Лесная газета», ^ И. Соколов-Микитов «Лес ранней и поздней весной», Г. Скрибитский «В березовой роще», «Ранняя береза»,«Черемуха», С. Покровский «Мать-и-мачеха»,Н. Павлова «Весной», «Ранней весной».

Экологический сказки и рассказы :Д Н. Рыжова «Травинка-путешественница», «Как Валера за одуванчиком

наблюдал»,К. Ушинский «Пчелки на разведках», Н. Павлова «Под кустом», Е. Тимошенко «Елочки-метелочки». Стихи

Л. Толстой «Колокольчики мои», П. Соловьева «Подснежник», С. Дрожжин «Распустились почки.»,

И. Беляков «Подснежник проснулся, Л. Яхнин «Апрель». 1. за деревьями; О

2. за кустарником;

3. за цветами (первоцвет,

одуванчик, мать-и-

мачеха);

4. За цветами на клумбе.

Сравнения:

Строение цветов; веток с почками разных деревьев; формы листьев. Цикл наблюдений за ветками в воде. 2

Игра Продуктивная деятельность Ознакомление с искусством Труд

«К названному дереву беги

(иди)»,

«Найди дерево»,

«Пчелы и одуванчики»,

«Кто знает жильцов лесного

терема?»,

«Мое любимое дерево».

Дидактические игры:

«Узнай дерево по листу»,

«Я загадаю а вы отгадайте».

Коллаж «Лес»; Рисование: «Наш участок весной» «Вырастала елка весной на горе», «Расцвели красивые цветы». Лепка: красивый фриз с листьями. Печатание листьев на декоративных пластинах из глины.

И. Э. Грабарь «Березовая аллея», Н. М. Ромадин «Розовая весна», И. И. Левитан «Март», В. Н. Бакшеев «Голубая весна», Саврасов «Грачи прилетели», А. А. Мухин «Последний снег». Рассматривание иллюстраций, отражающих разные периоды весны (подборка воспитателя).

Весенние посадки и посевы: посев семян цветов для рассады; посев овса (произвольно); уборка старых листьев; рыхление земли; полив цветов.

Публикации по теме:

Макет «Красивое дерево»Макет «Красивое дерево»        Цель:Сенсорное развитие: развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия,.

Познавательно-творческий проект «Море» Познавательно-творческий проект в средней группе «Море» 1. Разработчик: Воспитатель Шейко Е. В., 2. Образовательная область: коммуникация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в совместной деятельности (растительный мир)
Опубликовано: 16 ноября 2012 в 11:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в совместной деятельности (растительный мир)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Деткова (УИ 38318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД