Юлия Рюмина
Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста через короткие мультфильмы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста через короткие мультфильмы.
Тема экологического воспитания ребенка, начинает проявляться еще в дошкольном детстве, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Публикация «Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста через короткие мультфильмы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Под экологическим образованием дошкольников понимается процесс обучения, воспитания ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе и окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры ребенка. В этом возрасте ребёнок развивается эмоционально-ценное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Ранний возраст - самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существа, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.
Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления,
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.
Постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач, мультфильмов, все это методы приобщения ребенка к природе.
Конечно непосредственное общение с природой и миром животных это первоочередное, но так, же необходимо применять и другие формы работы с детьми по теме экология. Например, тему экологии, очень хорошо можно раскрыть в формате понятном для ребенка - мультфильм. Здесь, конечно можно долго говорить о пользе и вреде просмотра мультфильмов в столь раннем возрасте, но если соблюдать простые правила в подаче материала таким методом, то будет только польза.
Простые мультфильмы для ребят от трёх лет построены на эмоциях, в них почти нет слов, а смысл происходящего понятен по бессловесным выражениям эмоций: жестами, междометиями, восклицаниями. Героями таких мультфильмов чаще всего выступают животные, образы которых наиболее понятны для ребёнка младшего дошкольного возраста.
Начиная с трех лет можно говорить о некотором позитивном моменте мультфильмов. Например, расширить мир ребенка (познакомить с природными растениями, сюжетами, событиями, которые не доступны ему в реальной жизни.
Мультфильм расширяет переживания малыша. Самая главная эмоция - эстетическая, переживания чего-то красивого, важного. Возможно, ребенок, это не осознает, но происходит приобщение к эстетике наряду с книжками.
Мультфильмы являются неотъемлемой частью детства. Полученная зрительная информация формирует у детей миропредставления, расширяет кругозор, даёт пищу мышлению и фантазии. Позитивная информация, так же содержится в хороших, качественных мультфильмах, которые могут пропагандировать тему экологии.
Нельзя говорить, что мультики полностью вредны. Они могут оказывать мощное положительное влияние на ребенка, если тот, конечно, каждый день гуляет, много двигается, занимается развивающими занятиями, общается со сверстниками и проводит время со своими родными, а не только просиживает у экрана.
При правильно организованном режиме и осознанно подобранном репертуаре мультфильмы способны стать мощным элементом воспитания и развития малыша :
1. В первую очередь это просто интересно и занимательно, и хороший добрый мультфильм может стать неплохим способом проведения досуга малыша.
2. Далеко не всегда родители уделяют достаточно времени общению с малышом, и он нередко черпает новые слова и сразу же пытается понять их значение из мультиков. Даже детки постарше частенько узнают из мультфильмов новые и неизвестные некоторым взрослым (не то, чтобы детям) термины и факты.
3. Разнообразные герои, занимательные сюжеты и места их происшествий расширяют кругозор и знания ребенка. Из мультфильмов он может узнать много нового и интересного, что пригодится ему не только в школе, но и в личной жизни.
4. Мультфильмы могут стать способом коммуникации с другими детьми, ведь им всегда будет что обсудить, если вкусы детей совпадут.
5. Просматривая мультики, ребенок невольно становится виртуальным соучастником описываемых событий, примеряет на себя разные социальные роли, дает оценку главным героям и их поступкам.
6. Мультфильмы заставляют думать, искать следственно-причинные связи, делать логические выводы и даже фантазировать, додумывать.
7. Можно даже сказать, что малыш получает определенный жизненный опыт из мультиков : он узнает, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что заботится о природе – это необходимо, что играть с огнем нельзя, что обижать других — некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых — хорошо и благородно.
Чтобы мультфильмы для детей приносили пользу, они должны соответствовать возрасту и интересам ребенка, как и длительность их просмотра. Поэтому тему экологии, так же можно представлять детям в формате короткого мультфильма.
Мультфильмы об экологии помогают с раннего детства зародить в ребёнке бережное отношение к природе. Они рассказывают об окружающем мире и необходимости беречь и заботиться о нем. На простых примерах детям объясняется и показывается, как отражается деятельность людей на экологическое состояние нашей планеты и здоровья всех её жителей, в том числе самих людей.
Мультфильмы – как средство формирования элементарных представлений у дошкольников о многообразии мира природы, так же является формой воспитания эстетического отношения ко всему живому на земле и самой планете. Таким образом, по средствам демонстрации короткометражных мультфильмов решается воспитательная этико-эстетическую задача, и образовательная. Мультипликация находит широкое применение в воспитательной и учебной работе. Мультфильмы – первый и основной вид искусства и в дошкольном возрасте, который имеет существенное влияние на формирование личности ребенка раннего возраста.
Экологическое воспитание способствует всестороннему развитию ребёнка. Оно направлено на развитие познавательных интересов, на развитие личности ребё нка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольника, его мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Литература:
1. Васильева М. А. Гербова В. В., Комаровой Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 4-е изд., Москва. Москва – Синтез, 2006.
2. Веракса Н. Е., ФГОС ДО «От рождения до школы». Москва 2014г.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Москва. Мозаика – Синтез, 2008.
4. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольника.
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. Москва. Мозаика - Синтез, 2008.
6. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. Москва. Москва – Синтез, 2005.
7. Федосеева П. Г. «Организация деятельности уголка природы в детском саду», Волгоград 2009г.