Ирина Алексеева
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Проект «Яблоня»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Проект
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, Проект „Яблоня“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Комплексно реализовать ряд педагогических задач при взаимодействии ребенка с окружающим миром помогает метод проектов.
Специфика метода проекта заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам.
Работая по программе «Истоки» метод проекта в своей работе используем для:
• расширения и углубления экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения,
• формирования представлений, умений, изучения сезонных изменений в природе.
В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои рассказы и сказки. Это- метод идущий от детских потребностей и интересов.
Проект «Яблоня»
Цели проекта :
1. Вызвать интерес к конкретному дереву-яблоне;
2. Развивать познавательный интерес;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Задачи проекта :
Для детей :
1. Воспитательные 1.1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
1.2. Воспитывать такие качества, как внимание и наблюдательность.
1.3. Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к родной природе.
1.4. Учить бережно относиться к предметам, изготовленных из древесины.
2. Образовательные 2.1. Расширить кругозор детей, познакомив с деревом.
2.2. Показать возможность широкого использования яблони в хозяйстве.
2.3. Расширить кругозор о закономерностях в природе ( показать связь: цветок-опылитель-плод).
2.4. Обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, яблоне, пчёлах.
2.5. Научить моделировать внешний вид растения.
2.6. Способствовать зарождению у детей интереса к истории славянских народов.
3. Развивающие 3.1. Развивать сенсорные навыки.
3.2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
3.4. Развивать мышление, память и воображение.
3.5. Развивать чувство любования любым проявлением жизни.
4. Практические 4.1. Научить правильно проводить опытно-исследовательскую деятельность;
4.2. Научить правильному уходу за деревьями;
4.3. Научить правильной высадке саженцев деревьев в грунт.
Для воспитателей :
1. Организовать работу по проекту так, чтобы привлечь к участию как можно больше воспитанников группы, помочь осознать ребенку необходимость участия в общих исследованиях как для него лично, так и для всей группы в целом;
2. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
3. Создать условия для творческого и интеллектуального развития дошкольника;
4. Создать условия для сотрудничества «Взрослый+ ребенок»;
5. Привлечь к сотрудничеству семьи воспитанников, педагогический коллектив детского сада и представителей социума;
6. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-экологического воспитания дошкольников.
Для музыкального руководителя:
1. Обогатить музыкальный опыт детей через знакомство с песнями, танцами, музыкальными произведениями по теме проекта;
2. Максимально вовлечь детей в музыкальную творческую деятельность;
3. Раскрыть через музыку образ Яблони.
Для инструктора по физическому воспитанию :
1. Дополнить программу по физическому воспитанию дошкольников подвижными и хороводными играми раскрывающими образ Яблони в народной культуре, в процессе интеграции физкультурной работы в экологическое воспитание.
2. Вызвать желание детей участвовать в экскурсионно-туристической деятельности;
3. Совершенствовать естественные (жизненно важные) виды движений, упражнять детей в простейших упражнениях туристского многоборья.
4. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка – будущего туриста-эколога.
Для логопеда:
1. Развивать и совершенствовать речь дошкольников на литературно-познавательном материале проекта.
2. Для родителей:
1. Стать соавторами ребенка в реализации проекта «Яблоня»;
2. Реализовать с педагогом единый согласованный индивидуальный подход к ребенку с целью максимального развития его личности.
Работа с социумом:
1. Работа с библиотекой ДДК им. Кирова: посещение тематических выставок, знакомство с литературой, подготовка литературного материала к праздникам, развлечениям, театрализованной деятельности;
2. Экскурсии в парк ДДК им. Кирова, наблюдение за сезонными работами в парке, высадка деревьев;
3. Работа с СОШ № 87. Участие первоклассников с экологических праздниках, акциях, выставках плакатов, походах.
Участники проекта :
• дети старшей, подготовительной группы;
• воспитатели;
• родители детей;
• специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, логопед;
• специалисты детского дома культуры им. С. М. Кирова.
Длительность проекта : с декабря 2011 года по август 2013 года
Содержание проекта :
• знакомство с деревом - яблоней;
• наблюдение за деревом в разные времена года, ростом и развитием цветов и плодов;
• наблюдение закономерностей в природе;
• прогулки по маршрутам – экологическим тропам, целевые прогулки в парк, экскурсии;
• наблюдение за насекомыми – опылителями;
• рассказ об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зелёном хозяйстве;
• экспериментальная деятельность;
• экологические акции;
• чтение художественной литературы
• коллекционирование.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
1. определение объектов изучения;
2. изучение методической литературы;
3. составление перспективного плана;
4. составление плана совместной работы группы со специалистами ДОУ;
5. сбор ресурсного обеспечения:
• художественно-речевой материал: пословиц, поговорок, сказок, легенд, загадок о яблоне, пчёлах;
• музыкальный материал: песни, попевки, музыкальные произведения;
• оборудование для экспериментирования: лупы, баночки для оформления коллекций и проведения опытов по наблюдению за ростом и развитие листьев растения в условиях группы, упаковочный материал;
• ловушки для насекомых;
• кормушки;
• фотографии, репродукции слайды;
• познавательная, справочная и детская художественная литература по теме;
• дидактические игры, «Чудесные мешочки», «Ящики ощущений»;
• модели дерева;
• конверты для писем
6. проведение анкетирования родителей по теме проекта с целью выявления уровня экологических знаний и заинтересованности в совместной работе с ребенком по проекту;
2. Исследовательский:
• наблюдения за изменениями в жизни дерева в разные времена года;
• наблюдения за изменениями в жизни птиц в разные времена года;
• наблюдение за жизнью насекомых-опылителей на примере пчелы;
• изучение влияния ухода на рост растений;
• решение проблемных экологических задач;
• сбор коллекционного материала;
• знакомство с историей использования яблони в хозяйстве, медицине, парфюмерии;
• знакомство с литературным, фольклорным, музыкальным, изобразительным, игровым материалом;
• коллекционирование;
• моделирование;
• составление рассказов о яблоне, писем к яблоне;
• изготовление дневников наблюдений, экологических плакатов, тематических альбомов;
• театрализованная деятельность;
• посадка деревьев;
• экскурсии, целевые прогулки.
3. Заключительный:
• обобщение результатов работы;
• анализ работы;
• трансляция положительного опыта по проекту;
• составление планов на будущее.
Предполагаемый результат:
• У детей возникнет интерес к изучению ближайшего растительного окружения;
• Сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность;
• Расширится кругозор дошкольников;
• Обогатиться речь детей;
• Сформируется устойчивое содружество «Дети+родители+педагоги»
Сформируется методическое, дидактическое оснащение по программе Н. А. Рыжовой, проектной деятельности, интеграции различных разделов программы «Истоки»