Методическая разработка «Экологическое воспитание дошкольников»

Наталья Борисова
Методическая разработка «Экологическое воспитание дошкольников»

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л. С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования — комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Немаловажна позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А роль педагога заключается в содействии становления ребенка как личности.

В нашем дошкольном учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность свободного выбора детьми материалов. Воспитанники имеют свободный доступ к материалам, пособиям, объектам природы.

Активно используется, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, центр познавательной активности, включающий блоки:

- моя первая лаборатория;

- познаем мир вокруг;

- познаем мир знаков (буквы и цифры).

Экологическое воспитание проводится через разные виды практической деятельности: выращивание растений и поддержание необходимых условий для их роста, зимняя подкормка птиц, ведение календарей природы, опытно-экспериментальной деятельности, изготовление книжек-малышек и лэпбуков, участие в природоохранных акциях, экскурсии и т. д.

В воспитательно-образовательной деятельности имеет большое значение использование экологических сказок, игр, игровых обучающих ситуаций, которые вызывают у детей положительные эмоции и чувства.

Важная роль отдается и экологическим акциям, в которых участвуют педагоги, дошкольники и их родители. Участвуя в таких мероприятиях дети учатся понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, парке, на участке детского сада. Экологические акции «Цветочная страна», «Покормим птиц зимой», «Дети против мусора», «Раз - цветок, два - цветок» позволили выйти за рамки жизни детского сада.

В течение учебного года у детей непрерывно расширяется кругозор, развиваются наблюдательность. Дошкольники учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы. В рамках реализации муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» педагогами разработаны маршруты и схемы экскурсий к близлежащим паркам, скверам, рощам. Посещая «зеленые зоны» дети учатся видеть и понимать красоту природы, беречь её. Предварительно педагог проводит беседу с детьми: «Как нужно вести себя в природе? Почему нужно к ней бережно относиться? Почему на Земле должны жить все живые организмы?

Воспитанники знакомятся с понятиями «экология», «биосфера», «экосистема», «заповедники», «климат», «экологическая цепочка», Красная книга. В процессе экологического воспитания у детей возникает мотивация определенного поведения, они учатся формулировать правила поведения в природе.

Результативная работа невозможна без использования компьютерных технологий в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, мышления дошкольников, вызывают эмоциональный подъем, способствуют более успешному усвоению экологических знаний. В детском саду создан «банк» презентаций по экологическим темам: животный и растительный мир, защитим планету от мусора, календарь погодоведения.

В заключении хочу отметить, что экологическое образование повышает уровень экологической воспитанности дошкольников, экологическую культуры педагога.

Список литературы

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском садую. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

2. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.

3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.

Публикации по теме:

Методическая разработка на тему «Музыкальная деятельность дошкольников» Методическая разработка на тему Музыкальная деятельность дошкольников Значение и задачи музыкального деятельности дошкольников Музыкальная.

Методическая разработка «Воспитание культуры общения у детей» "Воспитание культуры общения у детей". Общение детей дошкольного возраста прежде всего происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Составитель Красикова Алла Николаевна Пояснительная записка Программа «Развитие.

Методическая разработка родительского собрания «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Форма проведения: традиционное собрание. Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников. Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»,.

Методическая разработка «Технологии речевого развития дошкольников» Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать.

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Урень Нижегородской области Методическая разработка.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Методическая разработка «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 21 июня 2018 в 16:47
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Н. Шелест...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России»
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Исконные символы России". Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа с детьми...
Фотоотчет «Как мы с ребятами второй младшей группы выкапывали картошку»
Весной этого года, я писала публикацию о том, как со своими подготовишками сажали картошку. Участок под картошку взяли небольшой! Вот прошло лето . У...
Фотоотчет «Знакомство со значимыми объектами нашего села. Полиция. Реализация проекта...
Во всем должен быть порядок. Порядок должен соблюдаться и дома и на улице. Дома для наведения порядка достаточно убраться. А на улице помимо дворников за...
Значение мнемотехники в развитии речи детей
Уровень речевого развития определяется словарным запасом. Тренировать память , учит ребят пересказывать текст можно с помощью мнемотаблиц. Мнемотаблица-...