МААМ-картинки

Формирование у дошкольников основ экологической грамотности. Опыт работы воспитателя

Людмила Жидкова
Формирование у дошкольников основ экологической грамотности. Опыт работы воспитателя

Опыт работы воспитателя

Жидковой Людмилы Александровны

на тему «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое образование занимает большое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения

Публикация «Формирование у дошкольников основ экологической грамотности, Опыт работы воспитателя» размещена в разделах

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

• бережного отношения к природе;

• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

• эмоциональной отзывчивости к живой природе;

• положительных эстетических ощущений от любования природой;

• умений познавать особенности окружающего мира.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства.

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…

И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.

Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Формирование у дошкольников основ экологической грамотности, бережного отношения к окружающей природе происходит посредством образовательной деятельности, которой я в своей работе отвожу особую роль, а также и в повседневной жизни.

За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог».

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.

Мною в группе создан и оснащён природный уголок, с подобранными в соответствии с возрастом детей растениями и живыми объектами: волнистый попугайчик Проша, аквариумные рыбки, водоплавающая черепаха Фаня. Имеется также разнообразный природный материал, наглядные пособия, календарь природы и календарь роста и развития растений, гербарий, Красная книга.

Особое место выделено для центра экспериментирования и опытнической деятельности. Также немаловажную роль отведена «центру воды и песка» с оснащением его необходимым материалом и оборудованием по данной направленности.

Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок о животных, растениях, явлениях природы.

Мною, совместно с родителями, создана библиотека детской художественной литературы, энциклопедии. В группе оформлен и оснащён огород на окошке «Огород круглый год»

Подчеркивая сезонные изменения в природе, в группе имеется многофункциональное дерево «Времена года».

По словам В. А. Сухомлинского «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Развивающее лото», «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Оденем куклу на прогулку» и другие.

Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, я в своей практике работы использую малые фольклорные формы и художественную литературу.

На мой взгляд, важным источником знаний о природе является наблюдение. Поэтому, одной из целей моей работы является, совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Наиболее эффективен, на мой взгляд, является процесс циклических наблюдений, сопровождаемый познавательным общением воспитателя с детьми, так как это позволяет развивать наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчётливые конкретные представления об особенностях растений и животных и их взаимосвязи со средой обитания. Для установления причин, явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использую в своей работе опыты и эксперименты, которые я систематически провожу в природных условиях, где дети соприкасаются с живой и неживой природой, объектами которой являются деревья, травы, закаты, рассветы…. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.

Значимое место в моей работе по данному направлению праздники и развлечения на экологическую тему. Мною разработаны и проведены такие праздники, как «Наш дом-Земля» «Зелёная планета» (посвященная дню Земли, «День птиц». По моему мнению, проведение праздников и досугов вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание, воздействует на личность ребёнка в целом.

В соответствии с современными тенденциями образования, учётом актуальности выбранной мною темы, в практику своей работы я включаю и провожу природоохранительные акции как с сотрудниками и с детьми, так и при участии родителей. Акции, как правило, я приурочиваю к наиболее значимым и резонансным событиям. Среди таких акций имели место такие, как: «Чистый город», «Покормите птиц зимой!», «Защитим лес!» Что оказывает существенное воспитательное воздействие на детей, а также служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Так, например, результатом реализации акции «Чистый город» стало участие и победа в городском конкурсе «Юные экологи Брянщины» в номинации эковидео «Природа и мы».

Учитывая необходимость интегрированного подхода для более эффективного решения поставленных задач, мною были разработаны долгосрочные и краткосрочные проекты, такие как: «Растения и животные Красной книги», «Защитим природу родного края» и др., что позволяет детям вести наблюдения, экспериментировать, рисовать, лепить, играть, слушать музыку, знакомиться с литературными произведениями, сочинять свои сказки и рассказы на экологическую тему.

Работа по экологическому воспитанию мною ведётся в тесной взаимосвязи с семьёй. В опыте моей работы использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) Например «Жалобная книга природы», «Как мы любим и бережём родной город», так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Такие как: круглый стол "Воспитание доброты к природе". А также родители являются непосредственными участниками ОД совместно с детьми. Так, например, неизгладимое эмоциональное впечатление оставили проведённые мною, совместно с родителями открытые занятия: «Наши маленькие крылатые соседи», «Путешествие в царство цветов».

Мною широко используется в работе с семьёй – информационные стенды с конкретными, практические советами и рекомендациями по соответствующей теме. Например «Народные приметы», «Сезонные изменения в природе».

Стало хорошей традицией привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках: «Дары осени», «Зимушка-зима», «Лучшая кормушка» и другие.

Свой опыт работы по экологическому воспитанию я освящаю СМИ : «Помочь природе», «По страницам Красной книги…»

Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни даёт возможность изучать данную тему с учётом конкретных условий, эффективно оказывает влияние на формирование экологических знаний у дошкольников, воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и к окружающему миру в целом

Я глубоко убеждена, что экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника и если, совершив очередную экскурсию в парк, лес, городской сквер, дети не разрушили муравейники, не сорвали цветы, не нарушили тишину и гармонию окружающей их природы, значит моя работа получается и полезной и интересной и необходимой как для меня, так и для моих воспитанников. Пусть ползают по траве кузнечики, летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живём, всегда остаётся голубым и зелёным!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников с помощью валеологии» Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Формирование основ экологической культуры «В гости к белке» «Непосредственно-образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий» «В гости к белке» /формирование.

Формирование финансовой грамотности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в.

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам.

Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений . Формирование экологической культуры и грамотности через внедрение в работу коррекционно-развивающих игр и упражнений (дети с нарушением.

Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.

Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность Опыт работы по формированию начал экологической культуры дошкольников через проектную деятельность Экологическая культура – это одно из.

Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников основ экологической грамотности. Опыт работы воспитателя
Опубликовано: 22 мая 2019 в 15:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД