Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников (16 фото)

Алия Миназева
Экологическое воспитание дошкольников

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Сейчас проблема экологии, защиты природы стоит особо остро. У нас, у воспитателей есть возможность обучать ребенка с младших лет любить природу и бережно относиться к нему. Ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную взрослыми информацию. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к отечеству. И охранять природу – значит охранять Родину.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Знакомство детей с экологической культурой начинается с раннего возраста. Во время организованной деятельности, на прогулках, в повседневной жизни дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы, учатся любить и беречь природу. В нашем детском саду и в частности в нашей первой младшей группе №3 активно проводится работа по экологическому воспитанию детей.

Для себя я определила задачами экологического воспитания :

1. развивать наблюдательность и любознательность детей;

2. развивать эстетическое восприятие природных явлений;

3. формировать систему экологических знаний и представлений;

4. упражнять в определении состояния погоды.

5. закреплять представления о сезонных изменениях, в поведении животных и птиц;

6. воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

При работе с детьми по экологическому воспитанию использовала методы :

1. Наблюдение

2. Словесные: объяснение, рассказ, беседы, вопросы, художественное слово.

3. Практические методы

4. Простейшие эксперименты с водой и песком.

Наблюдения, которые организуются в ходе организованной и непосредственной деятельности, на прогулке являются основной и составляющей частью всей работы, так как целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменения этих объектов. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных труд людей)

На территории нашего детского сада растут деревья: ель, береза, осина, кусты рябины, черноплодной рябины, жимолости. Это даёт возможность проводить наблюдения с детьми и зимой и летом. Осенью мы наблюдаем за листопадом, закрепляем представления детей при помощи рисования, лепки, художественного слова. Зимой отмечаем, что почек совсем не видно, деревья спят. Весной дети с интересом наблюдают набухание почек, появление первых листочков.

Экологическое воспитание дошкольников

Весной на клумбах появляются первые цветы: пионы, ирисы. Мы, воспитатели вместе с детьми ежегодно сажаем астры, петунии, бархатцы, георгины, ипомеи. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию с весны до осени. Посадка цветов начинается с рассматривания семян, затем мы вместе с детьми сеем семена на рассаду, с нетерпением ждем первых ростков. Затем высаживаем рассаду на грунт.

Фото №1 Веками человек был потребителем по отношению к природе жил и пользовался её дарами не задумываясь о последствиях Фото №2 Сейчас проблема экологии защиты природы стоит особо остро

Также, ежегодно мы сажаем в огороде овощи, дети оказывают посильный помощь в их выращивании. Так как в экологическом воспитании все тесно взаимосвязано, нельзя отделить наблюдение от практической деятельности и экспериментирования. Здесь я хотела бы рассказать о долгосрочном проекте, проведенном с детьми средней группы. Название проекта «Декоративная тыква». Дата начала проекта 15 мая 2013 года и окончание 31 октября 2013 года. Сначала мы с детьми рассмотрели пакетики с семенами, была проведена беседа о том, что если посадить семена из пакетика, у нас могут вырасти такие же тыквы, как на рисунке. Детям был задан вопрос: что нужно для хорошего результата. Во время обсуждения мы пришли к выводу: растениям нужен свет, тепло и вода. Дети дали слово, поливать растения, если не будет дождика. Затем мы рассмотрели семена. Я объяснила им, что для семян тыквы надо много воды, только тогда они дадут ростки, мы решили положить их во влажные салфетки. Затем, когда появились маленькие росточки, мы вместе с детьми посадили их в огород. Так, как июнь был сухим, дождей не было, нам приходилось каждые два дня поливать нашу тыкву. Но она оказалась очень благодарной и вскоре обрадовала нас большими листами и красивыми желтыми цветами. Осенью мы собрали хороший урожай, дети были горды, что смогли сами вырастить столько тыквы. На этом наш проект не кончился, ребята, собранные тыквы забрали домой и вместе с родителями сделали поделки.

У нас у воспитателей есть возможность обучать ребенка с младших лет любить природу и бережно относиться к нему Ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг они внимательно слушают и запоминают переданную взрослыми информацию Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое Влияние природы на ребенка огромно она встречает малыша морем звуков и запахов тайнами и загадками заставляет остановиться присмотреться задуматься

Мне этот проект понравился тем, что во время его реализации дети усвоили и наглядно убедились в том, что растения появляются из семян, а плоды из цветов; что для роста растений нужна вода, солнечный свет, тепло. Конкурс поделок среди родителей способствовал к более тесному взаимодействию родителей, воспитателей и детей. Не тронутые тыквы сохранились до весны и даже сейчас украшают уголок природы. Мною прикуплен новый пакетик с семенами и в этом году уже при рассматривании семян, можно показать и сами тыквы, Также в этом году мы с детьми посадили на рассаду цветы гелихризум. Это сухоцвет. И если они вырастут, то это послужит поводом для нового конкурса среди родителей, уже с использованием сухоцветов и тыквы. Да и зимой когда вокруг только белый снег, сухоцветы и тыква на уголке природы будут напоминать детям о лете, о том, как они поливали, ухаживали и наблюдали за растениями.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода. снег, листья, плоды) Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки. Формочки, печатки. Именно на прогулках дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды.

На уголке «Песок и вода» дети даже зимой могут поиграть с песком, слепить куличики, найти спрятанные в песке мелкие игрушки, научиться узнавать свойства песка.

На уголке природы дети ухаживают за растениями, проводят наблюдение за ветками деревьев посаженных в воду. Этой весной мы с детьми посадили цветок традесканцию и лук. Перед посадкой традесканции вместе с детьми рассмотрели корни, стебель, листочки.

Фото №3 Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту где родился и живешь и в конечном счете любовь к отечеству Фото №4 И охранять природу значит охранять Родину

Посадку лука оформили как сад около деревенского домика. Лук вырос очень быстро, чем очень радовал детей. Затем перо лука вошел в рацион детей, что являлось профилактикой ОРВИ и весеннего авитаминоза.

Фото №5 Публикация Экологическое воспитание дошкольников размещена в разделах Воспитание детей Фото №6 Во время организованной деятельности на прогулках в повседневной жизни дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы учатся любить и беречь природу

Я уделяю большое внимание формированию системы экологических знаний и представлений. Стараюсь чтобы этому способствовала и развивающая среда в нашей группе. Поэтому, на уголке природы у нас есть картина «Домашними животные», муляжи фруктов и овощей.

Фото №7 В нашем детском саду и в частности в нашей первой младшей группе активно проводится работа по экологическому

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини макет «Домик в деревне около леса», здесь дети видят разницу жизни диких и домашних животных.

Нами сделаны дидактические игры «Кто живет в лесу», «Какое это время года», «Лото – овощи», «Что нельзя делать в лесу» и др. Собран наглядный материал по темам: деревья, ягоды, овощи, фрукты, времена года, дикие и домашние животные.

К сожалению, у нас в группе нет аквариума, так как у детей может быть аллергия. В связи с этим я планирую, сделать сухой аквариум на следующий учебный год.

Знания и представления будет лучше сформированы, если преподаются детям в необычной форме. Я широко использую в своей работе инсценировки из сказок, художественное слово, игры. Герои сказок бабушка и дедушка, очень частые гости в нашей группе.

Фото №8 Воспитание детей

В воспитательной работе большое внимание обращаю к подвижным играм. Игры проводятся на татарском и русском языках. Мы с детьми играем такие подвижные игры, как «Воробышки и автомобиль», «Курочка и цыплятки», «У медведя во бору», «Ак куян», «Песи hэм тычканнар» и т. д. Эти игры способствуют не только развитию двигательной активности детей, но и закреплению представлений о диких и домашних животных.

В этом году мы с детьми решили не выкидывать бумагу в муссорное ведро, а собирать в коробку и сдавать на маккулатуру. Для этого ооформили коробку и поставили в группе. Сейчас наши дети даже дома, делают родителям замечания если они бросают бумагу в мусорку. Также с детьми провели беседы, организованные деятельности о необходимости экономии воды и света.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными условиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем такие формы работы как родительские собрания, консультация, беседы, конкурсы. Центр взаимодействия с родителями или приемная комната – лицо группы, к оформлению его подхожу тщательно и очень грамотно. В нашей приемной всегда есть ширмы, где родителей знакомим с особенностями каждого месяца, даем советы по сезонным наблюдениям, подборку стихов о природе на данное время года на татарском и русском языке.

Фото №9 Материалы для педагогов воспитанию детей

Прошли конкурсы для родителей «Подарки осени», «Волшебная снежинка», «Помоги птицам зимой», «Поделки из сбросового материала». Также наши родители приняли активное участие в акциях «Вещам вторую жизнь», «Сбор макулатуры»

Фото №10 Для себя я определила задачами Фото №11 Экология экологическое воспитание природа экологического воспитания
Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Экологический плакат «Сохраним на века!»Экологический плакат «Сохраним на века!» Экологический плакат «Сохраним на века!» Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территории: на планете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 10 октября 2014 в 12:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД