Жанна Думанишева
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни через наблюдения.
▼ Скачать + Заказать документы
Ж. Р. Думанишева,
«Детский сад общеразвивающего вида№21»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ.
«Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого
содержания"
И. В. Гёте.
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни через наблюдения,» размещена в разделах
облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил
восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом,
вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших
воспитательных возможностей» В. А. Сухомлинский.
Начиная с детского сада в ФГОС большое место уделяется экологическому
образованию и воспитанию дошкольников, формированию первичных
представлений о живой и не живой природе, воспитанию гуманного,
эмоционального, бережного, заботливого отношения к миру природы, которая
осуществляется в процессе взаимодействия воспитателей и детей с миром
природы.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с
бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет
жизни малыша. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт,
на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок
познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Основная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти
ответы на эти вопросы, научить его смотреть и видеть вслушиваться и слышать
чудесные звуки земли.
Работу по экологическому воспитанию дошкольника, нужно начинать с
рассказа детям об экологии, надо сначала поговорить с ними о природе. Дать
детям понятие что природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья,
птицы, звери, бабочки. И человек - это тоже часть природы. Но природа - это
не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это
единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой
маленькой мошки, природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и
съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый
воздух.
Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология
учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба, так, любуясь
красотой цветущего луга, весенних первоцветов воспитываем в детях бережное
отношение ко всему живому, желание сберечь эту красоту. Ребёнок,
полюбивший природу, не будет обижать животных, разорять гнёзда и
муравейники, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал
экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления,
экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование
ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе
экологического сознания.
Экологическое воспитание строится на понимании детьми зависимостей
существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на
природу, которые можно познать через наблюдения. Нельзя отрицать того, что
наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на детей, а также оказывает
хорошее положительное влияние на развитие творческих способностей. У детей
развивается любознательность, познавательный интерес, стремление наблюдать.
Ещё К. Е. Тимирязев сказал:
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто
такой школы не прошёл».
Организовывая наблюдения в природе, я решаю в комплексе ряд задач:
-формирую у детей знания о природе,
-учу наблюдать, развиваю наблюдательность,
- воспитываю эстетически.
У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, т. к. он соприкасается с
ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы можем воспитать у
детей многие положительные качества личности. Если воспитатель приучит
детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца,
замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется
художественной вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет
стремиться к созданию красоты своими рукам.
Самых простых, элементарных явлений, происходящих в природе, ребёнок
может не понимать, и в наши обязанности входит помочь ребёнку разобраться в
этом. Один из методов- это метод наблюдения. Наблюдая за явлениями
природы, мы помогаем ребёнку понять, полюбить её. У ребенка развивается
любознательность, мышление, речь. Ребёнок в результате ежедневных
наблюдений учится выяснять причинно -следственные связи, задаёт вопросы и
ищет сам на них ответы: почему идёт снег, почему он тает в руках, почему
нельзя пить воду с талого снега,имеет ли вес воздух, почему небо к вечеру
меняет цвет, почему рыбы дышат в воде, почему птицы улетают в тёплые края и
т. д.
Именно после наблюдений, после того как ребёнок восхищается увиденным он
может выразить своё восхищение и в рисунке, и в игре, и в
экспериментировании, и в образовательной деятельности будет приводить
примеры из наблюдений и аргументировать их. Нужно научить ребёнкаобращать внимание на разные явления, происходящие в природе (дождь, снег,
гроза, радуга) и т. д.
В своей работе по экологическому воспитанию, я стараюсь обращать внимание
детей на всё, что я делаю. Дети в этом возрасте очень любознательны, они
обращают внимание на всё что делает воспитатель. И когда на участке я
подхожу к своему палисаднику, они с удовольствием наблюдают за мной и
задают тысячу вопросов, а порой и сами отвечают на них.
Наблюдая за работой в палисаднике, ребята расспрашивают: а зачем это надо, а
для чего нужны черви в земле, какую пользу или вред они приносят? В
результате наблюдений они понимают, что червячки тоже часть нашей
природы, и они нам очень нужны, если находятся в почве, она насыщается
кислородом и становится более плодородной. И многие дети, которые боялись
червяков, стали по- другому относиться к ним и понимать всю важность их
предназначения.
На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений : за
комнатными цветами, за цветущими растениями участка и песком в песочнице;
ночным небом; за зимующими птицами на участке и птицей в клетке; за ростом
лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе; за пробуждением одуванчиков на
участке; за божьей коровкой.
В процессе наблюдений за окружающим миром у дошкольников
вырабатывается замечательное чувство доброты, без которого не возможна
душевная красота человека и сострадание-это особый талант. Без него трудно
оставаться человеком.
Умение сопереживать чужую боль раскрывает прекрасные душевные качества
человека.
Так, когда дети понимают, что зимой, оставшиеся птицы нуждаются в нашей
помощи, то чувство сострадания к ним вызывает желание подкормить их,
вместе с родителями они делают скворечники, птичьи столовые, из дома
приносят зёрна, семечки, корм. Дети получают большое удовлетворение от того
что смогли помочь птицам перезимовать, оказали им помощь. Это чувство
сострадания, желание кому- то оказать помощь будет сопутствовать им всю
жизнь.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, –
рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его
отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Около проезжей части дороги - дети наблюдают за проезжающим мимо
транспортом, из труб которого выходит дым (выхлопные газы); отмечают, что
воздух тяжелый, чем-то пахнет, а вблизи дорог лежит грязный снег: затем
делают вывод, что таким воздухом дышать вредно (можно заболеть, надо гулять
в парке, у реки, там воздух свежий, чистый).
Сажая саженцы и ухаживая за ними, ребёнок наблюдает, как это дерево растет.
он понимает, что если он не будет ухаживать, поливать его, оно можетпогибнуть. Когда мы высаживали саженцы на своём участке, мои дети
спросили, зачем же они нужны? Я даю понять детям, что зелёные деревья
является нашими лёгкими и озеленяя наш участок, мы становимся здоровее. Я
рассказала детям сказку о молодой яблоньке, которая думала, что она никому не
нужна, но к весне яблонька расцвела, стала красавицей, а к осени на ней
появились красивые, румяные, наливные яблочки, которыми она угощала
детишек. И яблонька поняла всю важность своего существования.
К большому сожалению, мы часто не можем выводить детей на экскурсии за
пределы ДОУ (в лес, к речке, к озеру, на лесные поляны, к горам, к пещерам). А
жаль. Ведь нет краше мест, чем наша Адыгея! Какая тут природа, горы, реки,
леса, воздух, аж захватывает дух. Через картины, фотовыставки, презентации, я
стараюсь привить любовь к нашей природе, вызвать желание сберечь её.
В результате наблюдений и опытов, дети узнают как выращиваются овощи,
какая польза от овощей.
Наблюдая за солнечным лучами, дети понимают, чем сильнее греет солнце, тем
быстрее тает снег. Они были удивлены, когда узнали, что Солнце служит
источником энергии для всего живого на Земле.
Весной дети наблюдают как распускаются почки на деревья, появляются первые
цветы. Осенью, как опадают последние лепесточки с деревьев, и замечают, что
листья стали совсем другого цвет. Дети делают выводы, что ранней осенью они
ещё почти зелёные. Знают, что такое «Золотая осен, понимают, какой бывает
поздняя осень.
Проводя наблюдения в природе нужно помнить о правилах безопасного
поведения в природе. Например: увидев бабочку, мы восхищаемся ею. Говорим
какая она красивая, а ребёнок первым делом возьмёт её в руки, для того чтобы
пощупать какая она, из каких частей состоит. Часто не подозревая что это
может быть опасным.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,
уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и
форм работы. Именно через ежедневные наблюдения ребёнок понимает всю
важность сохранения, бережного отношения к природе.
В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано
представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы,
отношение к нему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, в период дошкольного детства формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»;
Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа»;
С. Н. Николаевой «Юный эколог», «Зелёная тропинка