Лучший педагог года

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики

Алиса ...
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики

МБДОУ «Детский сад с. Терновка»

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики.

(консультация для педагогов).

Подготовила: воспитатель

Лутохина Ольга Юрьевна.

Терновка

2015

Если педагогика не хочет быть бессильной,

она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики» размещена в разделах

Экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально – чувственную сферу ребенка, а также в процессе его деятельности в природе.

В процессе воспитания детей система экологического воспитания должна охватывать все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Все дети участвуют в создании и поддержании условий, необходимых для уголков природы.

Для детей младшего дошкольного возраста я предлагаю использовать малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки, помня о том, что погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства.

Народом создано множество песен, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной форме обучать ребенка жизни. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с малышами я отобрала потешки, прибаутки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, с другой стороны – могут быть использованы в режимных моментах.

Содержание колыбельных песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни; счастье свое связывал с будущем со счастливым будущем своих детей… Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающих сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания.

Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.

Поэтому, когда я начинаю петь колыбельные песни детям, они, даже если и не понимают некоторые слова, слушают, успокаиваются, засыпают. Почему? Ритм играет важную роль в проникновении образов песни в душу ребенка. Под колыбельные песни намного быстрее успокаиваются и засыпают даже те дети, которых трудно было даже уложить в кровать.

Важно отметить: потешки, пестушки, колыбельные песни – явления семейной народной педагогики, поэтому, как правило, они обращены к одному ребенку. В условиях детского сада – детей много, поэтому некоторые потешки немного изменяю, ввожу обращение не к одному ребенку, а к целой группе.

Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок расширяет свои знания о животных, их голосах, особенностях поведения. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольника.

Собирая детей на прогулку, я также использую потешки и прибаутки, в содержании которых отображены природные явления, описания времен года.

Еще одна особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движениями, игрой слов. Это позволяет использовать его в процессе экологического воспитания при ознакомлении с животными, растениями. Дети охотно подражают звукам и движениям в игре вместе с воспитателем.

Подбирая материал, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Используя потешки для детей раннего возраста, необходимо выбирать краткие, ритмичные, слова должны быть понятными для детей. Из народного костюма необходимы лишь его элементы. Для детей средней и старшей групп можно вводить более продолжительные стихотворные формы, предлагать народный костюм не только для воспитателя, но и для детей.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, ритмичность движений, знакомит с животными.

На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребенка. Жанры русского фольклора помогают достичь желаемого результата.

Публикации по теме:

Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности» Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые перемены: обновление содержания образования и воспитания.

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики Что разумеют, говоря «мегель»? (М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела) — Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Актуальность.

Развитие ИЗО-творчества средствами цвета у младших дошкольников с нарушением зрения Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством.

Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Развитие музыкальности младших дошкольников средствами музыкального фольклора Вашему вниманию представляется презентация музыкального руководителя.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. предлагают планирование учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогике, где.

Экологическое воспитание дошкольников "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". (М. Пришвин).

Занятие по экологическому воспитанию младших дошкольников средствами математики и аппликации. Тема: «Варенье для Карлсона» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 00:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД