Александра Каухер
Экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу сегодня превышен в несколько раз. Все это подтверждает то, что экологическое воспитание дошкольников - это приоритетное направление, по которому в настоящее время работают многие дошкольные учреждения. Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста. Уже с детства необходимо воспитывать человечность, доброту, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Надо научить детей правильно вести себя на природе и среди людей.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
С Н. Николаева считает, что отношение к природе, возникающее в процессе наблюдений – это отношение к конкретным объектам, которые лишь при систематической работе с детьми принимает более общие формы.
На основе понимания причинно – следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий среды, возникают сочувствие, крупицы модальной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Происходит трансформация знаний в отношения. В процессе наблюдения рождается и такой аспект наблюдения, как эстетический.
Понимание актуальности проблемы использования наблюдений как средства формирования у дошкольников отношения к природе и послужило поводом для выбора темы работы «Наблюдение как средство формирования у дошкольников гуманного отношения к природе».
Но формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Гуманность — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи /Крат. психол. словарь., 1998/
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
Пробуждать интерес и любовь к животному миру у детей самого раннего возраста необходимо:
• для формирования правильного, рачительного отношения к фауне,
• для развития высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости в отношении природных объектов (чтобы помогать, заботиться и защищать родную природу,
• для предупреждения черствого и жестокого отношения к живой природе.
Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы было полноценным, необходимо систематическое и воспитательное влияние на ребенка со стороны взрослых, поскольку очень ценными являются их знания и личный пример доброты, великодушия и сочувствия по отношению к окружающей среде и животному миру.
Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов и пр.) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему.
Как сделать, чтобы эмоциональное, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира?
О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:
• интерес к различным представителям животного мира, желание узнать больше о их повадках и жизни,
• знание и выполнение правил обращения с живыми существами,
• осознание необходимости охранять животных, заботиться о них,
• желание и умение ухаживать за живым существом,
• эмоциональность восприятия и общения с животными.
Знания, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на 2 большие группы:
1. О самом мире фауны, его разнообразных представителях,
2. О возможных формах взаимодействия человека и животного (помощь, уход, защита животного,
Эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй - знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать поведение дошкольников к осознанию понятия животное-живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растет…
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются его поступки. Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание, но и созидание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.
Таким образом, проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость ее защиты и охраны. Что же для этого необходимо? Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок хорошо знал правила гуманного обращения с животными, чтобы он тверже усвоил формулу: "Так нельзя, а так можно и нужно". Для дошкольников это требует усилие воли, настойчивость и преодоление эгоизма.
Каждый случай отрицательного отношения не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявил жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого. У ребенка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.
Педагог должен следить за тем, чтобы у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.