Экологическое воспитание в ДОО, проект «Птицы наши друзья»

Наталья Ващенко
Экологическое воспитание в ДОО, проект «Птицы наши друзья»

Проект «Птицы – наши друзья»

Средняя группа.

(Экологическое воспитание в ДОО)

Авторы проекта:

Ващенко Н. С. – воспитатель высшей категории;

Сергеева С. И. – воспитатель первой категории.

Владивосток

2018год

Актуальность проекта:

помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно - творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители средней группы

Возраст детей – 4-5 лет.

Сроки реализации: 3 месяца с10.2018 по12. 2018г.

Проблема:

Как помочь птицам на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе бесед, наблюдений, составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели:

формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Задачи:

уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании детской книжки—малышки.

Участвовать в изготовлении скворечников и кормушек для птиц. Участие в акции «Поможем птицам зимовать», в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Консультации «Как изготовить кормушку для птиц», «Чем кормить птиц зимой».

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- Выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал:

Настольно-печатные игры; разрезные картинки

Наглядные пособия

С. Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», плакат «Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Методическая литература.

В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»

М. П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках»

Г. И. Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»

Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд»

Журналы «Юный натуралист»

Этапы проекта

Этапы проекта Содержание деятельности Сроки и участники

1. Подготовительный Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка конкурса по изготовлению кормушек и скворечников, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

.

Воспитатели, родители, дети

2. Организационный Реализация мероприятий по плану Воспитатели, дети, родители

3. Заключительный развлечение «Покормите птиц зимой».

Награждение грамотами семей за участие в акции «Поможем птицам зимовать»

Вывешивание домиков и кормушек для птиц.

Угощение птиц

Фотовыставка

Презентация проекта. Воспитатели, дети, родители

Перспективный план реализации проекта

Содержание деятельности Сроки

НОД :

«Какие разные птицы», «Как заботиться о птицах»

Чтение:

«Без слов» Н. Сладков;

«Воробей» Е. Чарушин

А. Яншин «Покормите птиц»

Т. Волжина. «Где чей дом?»

Сказка «Как Воробьишко Африку искал. Часть 1. Перелетные птицы».

Стихи о птицах.

Загадывание загадок о птицах.

Исследовательская деятельность «Что изменилось в поведении птиц осенью

Лепка «Птичка»,

Аппликация из листьев «Удивительные птицы»

Рисование ладошками «Чудо-птицы»

Коллаж из оригами «Прилетела стая птиц».

Поделки из природного материала «Птицы»

Дидактические игры: «Угадай, что за птица, «Чем отличаются, чем похожи?»,

Речевая игра «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Пальчиковая игра «Прилетайте птицы»

Подвижные игры: «Воробушек», «Воробышки и автомобиль».

Наблюдения за птицами на участке, за улетающими стаями.

Работа с родителями: консультация «как смастерить кормушку».

Изготовление шапочек –атрибутов к подвижным играм.

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Октябрь

НОД: «Зимующие птицы», «Как птицы готовятся к зиме»

Чтение:

«Детям о дятле», «Что едят птицы зимой», Сказка «Как Вороьишко Африку искал. Часть 2. Зимующие птицы»

Разучивание стихотворений по сценарию.

Наблюдение за зимующими птицами. Кормление птиц. Чистка кормушек.

Дидактические игры: «Отгадай, кто спрятался», Лото «Парочки».

Речевые игры: «Чьё? Чья? Чьи?»

Подвижные игры: «Огородник и воробей», «Дятел», «Голуби, воробьи и вороны».

Пальчиковая игра «Зимующие птицы»

Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

Правила поведения в природе.

Работа с родителями: консультация «Чем кормить птиц зимой».

Консультация «Как сделать кормушку»

Изготовление кормушек, домиков для птиц вместе с детьми.

Ноябрь

Раздел программы Содержание деятельности. Сроки

Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Пингвины на льдине»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка» Октябрь-ноябрь

Социальное развитие Тематическое занятие по теме: «Птицы на нашем участке»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление альбома «Птицы нашего края»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество. совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Труд «Вкусняшки для птиц»

Участие в акции «Птичья столовая»

Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

Правила поведения в природе.

Октябрь.

Здоровье и физическое развитие Экскурсии на полянку, водоем.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры:

Р. н. игра «Воробушек», «Огородник и Воробей», «Голуби, воробьи и ворона», р. н. игра «дятел».

Пальчиковая гимнастика:

«Дятел»,

Труд на участке и в природе. Октябрь.

Труд - Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечника (совместно с родителями)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником. Ноябрь

Познавательное

развитие Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы:

«Путешествие в воробьиную жизнь»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы— наши друзья»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий. Ноябрь

Начало грамоты Составление описательных рассказов, о птицах.

Речевое упражнение «Назови ласково птицу, птенца»

Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше?» «Узнай по голосу»

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература. Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах:

«Как Воробьишко Африку искал». Часть 1. Перелетные птицы. Часть 2. Зимующие птицы.

«Без слов» Н. Сладков;

«Воробей» Е. Чарушин

А. Яншин «Покормите птиц»

Т. Волжина. «Где чей дом?»

Е. Благинина. «Стрижи»

Чтение и пересказ Л. Яхнин «Дятел»

Русск. нар сказки «Заяц—хвастун», «Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка» Октябрь - ноябрь

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность Аппликация

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование

«Журавлик» из бумаги

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

Лепка.

«Орлы на горных кручах»

«Птички—свистульки»

«Птички—игрушки»

Игровая ситуация «Клён и птицы»

Ручной труд: изготовление птицы из ткани.

«Гнёздышко»

Октябрь, ноябрь,

Январь - февраль - март, апрель, май.

Исследовательская деятельность Целевые прогулки.Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение на улице

«Гнездо среди ветвей»

Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево,плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

Экспериментальная деятельность Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (Важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт — на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду. Октябрь-ноябрь.

Итоговое мероприятие:

Фотовыставка;

Открытый показ развлечения «Покормите птиц зимой»;

Презентация проекта «Птицы – наши друзья».

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектнойдеятельности дети научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Птицы — наши друзья»Фотоотчет «Птицы — наши друзья» Фотоотчет «Птицы - наши друзья» Всю неделю мы с ребятами расширяли знания о птицах. Слушали пение птиц, учили стихотворения, просматривали.

Групповой информационно-творческий проект «Наши друзья птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида (физического, интеллектуального, художественно.

Педагогический проект «Птицы — наши друзья» для второй младшей группы Проект «Птицы – наши друзья» содержание: 1. Паспорт проекта…3 2. Актуальность….4 3. Цели,.

Проект в старшей группе «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» Тема проекта: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья». Тип проекта: познавательно – исследовательский Участники проекта: воспитатели, дети,.

Проект «Птицы-наши друзья» Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой.

Проект «Птицы — наши друзья»Проект «Птицы — наши друзья» Вид проекта по доминирующей деятельности: познавательско-исследовательская деятельность. По количеству участников: групповой. По продолжительности:.

Проект с детьми средней группы «Птицы-наши друзья» Воспитатели группы: Денисова Л. Н., Дайлиденак Н. Е Проект на тему " Птицы- наши друзья". Актуальность. Общение детей с природой -актуальный.

Презентация «Птицы — наши друзья»Презентация «Птицы — наши друзья» Наша планета – это невероятное место. На ней есть много интересных и невероятных вещей. Но особое восхищение у меня вызывают птицы. Если.

Стенгазета «Птицы — наши друзья»Стенгазета «Птицы — наши друзья» Птицы - наши друзья и верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Когда у человека плохое настроение, его сразу.

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!»Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!» Экологический проект для детей младшей возрастной группы «Птицы- наши друзья».Разработала воспитатель Т. А. Сироткина Тип проекта: информационно.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Экологическое воспитание в ДОО, проект «Птицы наши друзья»
Опубликовано: 11 октября 2019 в 08:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки