Ирина Луткова
Экологическое воспитание в ДОУ и семье.
▼ Скачать + Заказать документы
. . Что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа?
Ее надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека.
Потомки никогда не простят нам опустошения Земли,
надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
П. И. Чайковский
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ и семье,» размещена в разделах
Экологическое образование - это распространение знаний об окружающей среде и её состоянии; критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны природы и решению экологических проблем.
Экологическое воспитание - это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование ценностных установок, нравственноэкологических позиций личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социума.
Проблема экологического воспитания и образования, повышения экологической культуры населения является одной из актуальных проблем нового тысячелетия. Мы должны учить детей не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей необходимо отдать, научить жить в согласии с окружающей средой. Экологическая ситуация в мире определяет острую необходимость в формировании экологической культуры личности, основу которой составляют достоверные знания по экологии, эмоциональное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Дошкольный возраст - является самым лучшим для ознакомления с экологией. Именно в это время у ребенка наблюдается повышенная активность и любознательность ко всему окружающему и происходящему.
Воспитательный процесс использует этот период как начальный этап для закладывания прочного фундамента в получении знаний. В это время можно познакомить ребенка с как можно большим количеством растений, кустарников, деревьев, цветов, животных, насекомых, природных явлений, выработать и закрепить моменты запечатления природных изменений, смены времен года. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте при условии эффективного педагогического руководства является фундаментом для осуществления экологического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные знания и умения, позволяющие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экологического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.
Важным аспектом экологического воспитания является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья детей и гармонично развитой личности в дальнейшем. Дети своими безмерно искренними и всеобъемлющими глазами, постигая красоты окружающего мира, наиболее лабильно воспринимают значимость и важность бережного отношения к окружающему миру. Важно выработать симбиотическое взаимодействие с родителями, направленное на общее дело в привитии детей к основам экологического воспитания.
Социализация ребенка начинается в семье, поэтому, роль семьи в экологическом воспитании и образовании детей, формировании их экологической культуры огромна. Так как именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Уже в 3-4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы. Большое влияние на детей оказывает личный пример взрослых, родителей. Дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. У них складывается неправильное отношение к окружающему миру, правилам поведения.
Используя прогулки с детьми, обращайте внимание ваших детей на немаловажность бережного отношения к деревьям, кустарникам, растениям, клумбам, насекомым, животным, проговаривайте как важно не ломать и не повреждать их, проигрывайте эти моменты в сюжетных играх и ситуативных зарисовках, вместе сморите передачи про животных, природу и тогда ваши дети станут истинными юными натуралистами, а вы еще в добавок ко всему приобретете положительный момент эмоционального единения с детьми!