Экологическое воспитание в ДОУ. Природа и ребенок

Ирина Иванова
Экологическое воспитание в ДОУ. Природа и ребенок

«Природа и ребенок»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, ласковый плеск воды торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. (под музыку)

Сегодня мы поговорим о том, как воспитывать у детей чувство любви к природе, как охранять Землю – наш общий большой дом, в котором мы живем.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу, чтобы сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития».

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. 1- экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для нас доме – на планете Земля. 2- приобщение к природе дает возможность приобщить ребенка к красоте, гуманности. Дети ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают свои венчики к самим его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…

Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой. Многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому. Яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в его познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно учить всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы. Воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

В детском саду воспитатель использует различные методы ознакомления дошкольников с природой. Это 1. Учебно –игровая деятельность: исследования, путешествия, развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребенка и его возможностей. 2. Наглядно –практические методы: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации. 3.Игры: дидактические, словесные, подвижные. Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через разные формы работы. (образовательные области: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, познавательное, социально – коммуникативное развитие.)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся любить, познавать, беречь и множить, также игры способствуют развитию любознательности.

Игра «Перелет птиц»

Цель: узнавать и называть зимующих и перелетных птиц, закрепить понятия «зимующие» и «перелетные» птицы.

Игровые действия: на столе картинки птиц. Дети берут картинку и превращаются в птицу. Ребенок говорит: «Я - ворона!», «Я – воробей»По сигналу ведущего: «1,2,3 на свое место лети». Дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к изображению зимнего пейзажа, а другие – весеннего пейзажа.

Игра: «Я знаю…»

Цель: формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия: дети встают в круг, ведущий в центре с мячом в руках. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, насекомые, рыбы) Ребенок, поймавший мяч,говорит: «Я знаю 5 названий цветов…» и возвращает мяч.

Сказки дают представление о причинно – следственных связях.

Сказка «Зимой в лесу».

Цель: найди ошибку в сказке и объясни.

Тихо зимой в лесу, только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из – под нанесенного на ветки снега. Хорошо видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? «Это следы ежа» - сказал Петя. «Нет, это не еж пробежал, а суслик» - сказала Маша.

Зима в лесу – любимое время года для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук – это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье – то гнездо. Кто же это высиживает яйца зимой? «Это – сойка» - сказал Петя, «Давай ее поймаем».

Ошибки в сказке. 1. Скворцы улетают в теплые края. 2. У лиственницы опадают иголки. 3. Ежи и суслики зимой спят. 4. Белки не спят. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить птиц – в неволе они погибнут.

Важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить своим детям личным примером.

Что значит ты без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец! С. И. Кирсанов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Гончарова З. С., воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол Белгородской.

Отчёт «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ» Экологическое воспитание — это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс.

Педсовет-деловая игра «Что такое экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?» Педсовет – деловая игра: «Что такое экологическое воспитание дошкольников в ДОУ?» Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию.

Родительское собрание в ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников средствами живой природы» Видео Тема: «Экологическое воспитание дошкольника средствами живой природы» Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной.

«Природа — источник познания». Экологическое воспитание дошкольников Океаны, реки, горы, леса, поля, деревья, цветы, силы стихии – все это мы называем одним словом – природа. Издавна мы любовались красотами.

Экологическое воспитание в условиях ДОУ И. П. Анистратенко Высшая категория Воспитатель г. Майкоп МБДОУ № 36 «Экологическое воспитание в условиях ДОУ» Экологическое воспитание.

Тематическая экскурсия «Знакомство с водоёмами». Экологическое воспитание в ДОУ Тематическая экскурсия к озеру Линден «Знакомство с водоёмами» Возрастная группа: старший дошкольный возраст. Цель: Дать дошкольникам представление.

Презентация «Экологическое воспитание в ДОУ. Экологическая акция-конкурс «Чистая весна-2017» Экологическая акция – конкурс «Чистая весна – 2017»Тема работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ» Цель работы – на основании теоретического.

Опыт работы ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников» А. В. Прудецкая, заведующая детским садом, С. В. Неустроева, воспитатель логопедической группы, Н. Б. Васильева воспитатель оздоровительной.

Экологическое воспитание в ДОУ. Презентация «Зимующие птицы» Статья «Экологическое воспитание в ДОУ». Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в ДОУ. Природа и ребенок
Опубликовано: 12 марта 2018 в 21:07
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...