Получи документы

Экологическое воспитание в семье

Валентина Зелинская
Экологическое воспитание в семье

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Публикация «Экологическое воспитание в семье» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Надо учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей, учить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Интерес к природе, отношение к ней, в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом в семье, в частности – отношением самих взрослых (родителей) к природе, к животным, насекомым и птицам.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. В процессе экологического воспитания ребенка в семье нужно знакомить его с содержанием домашних животных, выращиванием растений. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного участия и общения с природой ребенку становится понятно, что домашние животные нуждаются в тепле и ухо-де. В результате общения и наблюдения у детей формируется доброжелательность, проявляются познавательные интересы, которые лягут в основу понимания природы.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края, Родине.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река т. е. всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

И один из путей воспитания доброго отношения к растениям и животным – пробуждать симпатии к ним, раскрывая их свойства, суть. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, дети становятся чище, добрее, мягче.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.

На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами, обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя под-держать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, лепке, рассказе. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не толь-ко сделать что- то для группы, но и, например, показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового материала. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников «Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды» Р. Рождественский Неотъемлемой частью дошкольного образования всегда было.

Буклет для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» В нашем детском саду "Капелька" (Дошкольное Отделение ГБОУ "Школа №1021") проходит экологическая неделя "Удивительное рядом". В связи с.

Физкультурное воспитание в семьеФизкультурное воспитание в семье Физическое воспитание детей в семье. Физическая культура – это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического.

Консультация «Экологическое воспитание в семье» Целью экологического воспитания в семье является воспитание ответственности своих детей за природу. Природа переплетает в себе экологическое.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду проходила экологическая неделя, в рамках которой во всех возрастных группах были проведены разнообразные формы работы.

Экологическое воспитание (Из опыта работы) Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые.

Экологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание в дошкольном возрасте 1 слайд. Природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться.

Экологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание в детском саду Автор: Вольская Наталья Михайловна Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические.

Эстетическое воспитание дошкольника в семье В становлении личности человека, его развитии велико влияние искусства. В книге педагога из г. Душанбе Ю. Н. Хижняк «Как прекрасен этот мир».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в семье
Опубликовано: 28 января 2017 в 17:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД