Алия Кяшафовна Силкина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно воспитать детей без привлечения в помощники воспитателю природы нашей планеты, природы родного края - самого естественного источника красоты. (Слайд 2).
Природа учит, воспитывает и развивает. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. «Сила природа велика» (Марк Туллий Цицерон, она лучше, чем что-либо обогащает и укрепляет психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. (Слайд 3).
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение для эстетического развития детей, для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора, социальному и коммуникативному развитию. (Слай 4).
Экологическую культуру воспитываю у детей через различные виды детской деятельности: чтение, наблюдение, экспериментирование, музыкальную, изобразительную, театральную, игровую, трудовую деятельность, конструирование, физическую культуру. (Слайд 5).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. (Слайд 6).
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я. (Слайд 7).
Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. В процессе ознакомления с природой дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. По мере того как дети становились старше, постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше думать и анализировать.
Дети осенью пойдут в школу, запас знаний по экологии у них очень большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был “День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут с собой через всю жизнь.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. (Слайд 8).
Список литературы.
1. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 336с.
2. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
3. Николаева С. Н. «Формирование начал экологической культуры», //«Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.
6. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
7. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.
8. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.
9. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 г.
10. Кавтарадзе Д. Н. «Природа: от охраны к заботе?» // «Знание –сила», 1993 г., №3.
11. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.