Елена Ситникова
Экология в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твё рдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери https://ekolog17.jimdo.com/ Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства. Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи: воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным; создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь Формы занятий по экологии На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности: Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть: экскурсии, беседы с воспитателем о природе, животных, растениях, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся: различные тематические игры, викторины, рисование и конструирование, наблюдение, ответы на вопросы детей, обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов, работа в живом уголке, подготовка экологических праздников и т. д. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции. Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром. Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк», а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром. Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них. Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки», так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы. Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей Видео: потешка «У оленя дом большой» Программы по экологическому воспитанию Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений. Комплексные программы Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека. «Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома. В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью). Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ. Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами