Эколого-краеведческий компонент в воспитании старших дошкольников

Ольга Иншакова
Эколого-краеведческий компонент в воспитании старших дошкольников

Природа обычно вызывает у человека размышления о загадках мировоззрения, вековечных вопросах человеческого бытия. Природа – такое же одушевлённое «разумное» существо, что и человек.

Послушайте, как говорит о ней Ф. И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эти слова русского поэта Тютчева о природе, послужили толчком для создания курса занятий по краеведению родного тамбовского края.

Методические разработки «Край мой Тамбовский» представляют попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и эколого-краеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. Методические разработки нацелены на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.

Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём!

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.

Создание эколого-краеведческого цикла занятий на тему «Край мой Тамбовский».

1. Подготовительный этап работы.

Региональных экологических программ, учебно-методических и практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений нет, что затрудняет реализацию принципов регионализма экологического образования дошкольников и, как следствие, преемственности двух ступеней системы непрерывного экологического образования (детский сад – начальная школа)

.

Проведённая на подготовительном этапе работа способствовала осознанию педагогами МДОУ важности целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края, тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребёнок может увидеть своими глазами.

Материал для составления конспектов собирался в течение нескольких лет. За основу написания конспектов эколого-краеведческого курса положена программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также краеведческий материал местных авторов – краеведов: М. Белых «Привет из Козлова», В. Константинова, В. Коробова «Город старый, город новый»,

А. И. Попкова, Н. М. Сухорукова «Козлов – Мичуринск».

2. Теоретический этап работы.

Следующим этапом в работе является составление и написание конспектов занятий эколого-краеведческого цикла в старшей группе «Познаём свою малую Родину». Спустя некоторое время мною были написаны методические рекомендации для подготовительной группы на тему: «Край мой Тамбовский».

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Получив знания по краеведению родного Тамбовского края, дети получат определённый объём знаний о природе «малой родины».

3. Практический этап работы.

Переходя к завершающему этапу работы над эколого-краеведческим материалом мы поставили перед собой цель и задачи.

Цель:

- создание условий для развития целостно-эмоциональной сферы ребёнка;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастом.

Содержание курса «Край мой Тамбовский» направлено на решение следующих воспитательных и образовательных задач:

- дать детям целостное представление о природе родного края;

- воспитать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений;

- сформировать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;

- обучить основам элементарной экологической безопасности;

- формировать экологически грамотное поведение в быту и природе;

- способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.

Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного Тамбовского края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связаны между собой и человеком. Это как бы большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием «Мой край Тамбовский».

К курсу занятий на тему «Край мой Тамбовский» прилагается рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь по краеведению составлена с учётом возрастных и психологических особенностей восприятия ребёнком краеведческого материала. Задания включают игровой момент и построены в увлекательной для дошкольника форме. Графические задания (дорисуй, раскрась, заштрихуй) развивают не только мелкую моторику рук, но и пространственное видение, цветовое восприятие, мышление. Работа с тетрадью предполагает общение дошкольника с воспитателем, родителями, сверстниками. Тем самым решаются проблемы детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт.

Работа в экологических тетрадях значительно обогащает опыт ребенка и позволяет еще раз осмыслить информацию, полученную на занятиях и в других видах деятельности. Ребенок учится самостоятельно делать умозаключения и закрепляет их через практическую деятельность в экологической тетради.

Экологическая тетрадь имеет ряд особенностей.

Каждое задание в тетради содержит подсказки для взрослого. Их необходимо прочитать внимательно.

- Прежде чем, ребенок начнёт самостоятельно работать в тетради, нужно обязательно обсудить с ним задание. Пусть ребенок сначала на словесном уровне предложит свои варианты выполнения задания.

- Необходимо помнить о том, что тетрадь представляет собой единое целое с системой «Край мой Тамбовский».

- В тетради предусмотрены задания по длительному наблюдению за разными природными явлениями (фиксация наблюдений, опытов,

процесса посадки и роста растений). Это снимает необходимость вести дополнительные тетради детских зарисовок наблюдений и опытов.

- Экологическая тетрадь включает педагогическую диагностику уровня

сформированности у детей экологических представлений.

- Работа в экологической тетради предполагает взаимодействие педагога – ребёнка – родителей.

Программа «Край мой Тамбовский» обеспечивает преемственность экологического образования дошкольников и учащихся начальной школы, не копирует содержание и методику школьного обучения, и построена на принципах развивающего обучения. Её цель - не только формирование у ребёнка экологического сознания, но и развитие личности в целом, в том числе умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Знания при этом не являются самоцелью. Они, прежде всего средство воспитания человека с новым типом мышления, включающие правильное отношение к природе.

Приложение к программе – рабочая тетрадь. Содержащиеся в ней задания по каждой теме способствуют вовлечению в образовательный процесс родителей воспитанников.

Надеюсь, что работа, проведённая в рамках программы «Край мой Тамбовский», будет способствовать формированию у дошкольников целостного взгляда на природу и на место в ней человека, расширению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, формированию ответственного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

По результатам имеющихся диагностических данных можно сделать вывод о том, что дошкольное учреждение на достаточно хорошем уровне справляется с задачей эколого-краеведческого развития детей и подготовкой дошкольников к обучению в школе.

Наша система работы по эколого-краеведческому воспитанию находит своё продолжение в курсе занятий «Мичуринсковедение» в начальных классах городских школ.

Таким образом, использование современных методик, совмещение различных видов деятельности, позволили достигнуть определённых

результатов:

- воспитание эмоционального и бережного отношения к объектам родной природы;

- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;

- умения видеть красоту родной природы.

Публикации по теме:

Саратов. Бабочки — выставка в музее К. А. ФединаСаратов. Бабочки — выставка в музее К. А. Федина Недавно я была в музее К. А. Федина на выставке бабочек. Там были собраны бабочки из разных стран. А еще можно было зайти в полог и полюбоваться.

Полезные ссылки. .

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эколого-краеведческий компонент в воспитании старших дошкольников
Опубликовано: 12 октября 2011 в 18:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...
Конспект музыкального занятия «Птицы улетают в теплые края» в средней группе
Конспект музыкального занятия « Птицы улетают в теплые края» Для детей средней группы Цель. Развитие песенного, танцевально-игрового творчества детей....
Картотека потешек для мытья рук, для детей дошкольного возраста
15 октября. Всемирный день мытья рук Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю картотеку потешек, чтобы умываться, малышам, было веселей и интересней!...