Ольга Иншакова
Эколого-краеведческий компонент в воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа обычно вызывает у человека размышления о загадках мировоззрения, вековечных вопросах человеческого бытия. Природа – такое же одушевлённое «разумное» существо, что и человек.
Послушайте, как говорит о ней Ф. И. Тютчев:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Эти слова русского поэта Тютчева о природе, послужили толчком для создания курса занятий по краеведению родного тамбовского края.
Публикация «Эколого-краеведческий компонент в воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
Методические разработки «Край мой Тамбовский» представляют попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и эколого-краеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей их развития. Методические разработки нацелены на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания.
Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте, происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.
Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём!
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети наблюдательны и чутки к словам, настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.
Создание эколого-краеведческого цикла занятий на тему «Край мой Тамбовский».
1. Подготовительный этап работы.
Региональных экологических программ, учебно-методических и практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений нет, что затрудняет реализацию принципов регионализма экологического образования дошкольников и, как следствие, преемственности двух ступеней системы непрерывного экологического образования (детский сад – начальная школа)
.
Проведённая на подготовительном этапе работа способствовала осознанию педагогами МДОУ важности целенаправленного изучения дошкольниками природы родного края, тех растений и животных, а также полезных ископаемых, которые ребёнок может увидеть своими глазами.
Материал для составления конспектов собирался в течение нескольких лет. За основу написания конспектов эколого-краеведческого курса положена программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», а также краеведческий материал местных авторов – краеведов: М. Белых «Привет из Козлова», В. Константинова, В. Коробова «Город старый, город новый»,
А. И. Попкова, Н. М. Сухорукова «Козлов – Мичуринск».
2. Теоретический этап работы.
Следующим этапом в работе является составление и написание конспектов занятий эколого-краеведческого цикла в старшей группе «Познаём свою малую Родину». Спустя некоторое время мною были написаны методические рекомендации для подготовительной группы на тему: «Край мой Тамбовский».
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникает у людей само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Получив знания по краеведению родного Тамбовского края, дети получат определённый объём знаний о природе «малой родины».
3. Практический этап работы.
Переходя к завершающему этапу работы над эколого-краеведческим материалом мы поставили перед собой цель и задачи.
Цель:
- создание условий для развития целостно-эмоциональной сферы ребёнка;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастом.
Содержание курса «Край мой Тамбовский» направлено на решение следующих воспитательных и образовательных задач:
- дать детям целостное представление о природе родного края;
- воспитать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений;
- сформировать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;
- обучить основам элементарной экологической безопасности;
- формировать экологически грамотное поведение в быту и природе;
- способствовать развитию у детей мышления, воображения, памяти.
Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного Тамбовского края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связаны между собой и человеком. Это как бы большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием «Мой край Тамбовский».
К курсу занятий на тему «Край мой Тамбовский» прилагается рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь по краеведению составлена с учётом возрастных и психологических особенностей восприятия ребёнком краеведческого материала. Задания включают игровой момент и построены в увлекательной для дошкольника форме. Графические задания (дорисуй, раскрась, заштрихуй) развивают не только мелкую моторику рук, но и пространственное видение, цветовое восприятие, мышление. Работа с тетрадью предполагает общение дошкольника с воспитателем, родителями, сверстниками. Тем самым решаются проблемы детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт.
Работа в экологических тетрадях значительно обогащает опыт ребенка и позволяет еще раз осмыслить информацию, полученную на занятиях и в других видах деятельности. Ребенок учится самостоятельно делать умозаключения и закрепляет их через практическую деятельность в экологической тетради.
Экологическая тетрадь имеет ряд особенностей.
Каждое задание в тетради содержит подсказки для взрослого. Их необходимо прочитать внимательно.
- Прежде чем, ребенок начнёт самостоятельно работать в тетради, нужно обязательно обсудить с ним задание. Пусть ребенок сначала на словесном уровне предложит свои варианты выполнения задания.
- Необходимо помнить о том, что тетрадь представляет собой единое целое с системой «Край мой Тамбовский».
- В тетради предусмотрены задания по длительному наблюдению за разными природными явлениями (фиксация наблюдений, опытов,
процесса посадки и роста растений). Это снимает необходимость вести дополнительные тетради детских зарисовок наблюдений и опытов.
- Экологическая тетрадь включает педагогическую диагностику уровня
сформированности у детей экологических представлений.
- Работа в экологической тетради предполагает взаимодействие педагога – ребёнка – родителей.
Программа «Край мой Тамбовский» обеспечивает преемственность экологического образования дошкольников и учащихся начальной школы, не копирует содержание и методику школьного обучения, и построена на принципах развивающего обучения. Её цель - не только формирование у ребёнка экологического сознания, но и развитие личности в целом, в том числе умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Знания при этом не являются самоцелью. Они, прежде всего средство воспитания человека с новым типом мышления, включающие правильное отношение к природе.
Приложение к программе – рабочая тетрадь. Содержащиеся в ней задания по каждой теме способствуют вовлечению в образовательный процесс родителей воспитанников.
Надеюсь, что работа, проведённая в рамках программы «Край мой Тамбовский», будет способствовать формированию у дошкольников целостного взгляда на природу и на место в ней человека, расширению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, формированию ответственного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
По результатам имеющихся диагностических данных можно сделать вывод о том, что дошкольное учреждение на достаточно хорошем уровне справляется с задачей эколого-краеведческого развития детей и подготовкой дошкольников к обучению в школе.
Наша система работы по эколого-краеведческому воспитанию находит своё продолжение в курсе занятий «Мичуринсковедение» в начальных классах городских школ.
Таким образом, использование современных методик, совмещение различных видов деятельности, позволили достигнуть определённых
результатов:
- воспитание эмоционального и бережного отношения к объектам родной природы;
- привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;
- умения видеть красоту родной природы.