Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»

Овчарова Лариса
Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»

Взросло-детский эколого-краеведческий проект

«Я и моя река Иловля»

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

Вид проекта: творческо-познавательный.

Продолжительность проекта: кратокосрочный.

Участники проекта: дети старших групп, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

Сущность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги и роль взрослого является ведущей.

Актуальность темы.

В начале 21 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Естественная среда – природа – переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но это глобальные проблемы, недоступные пока детскому пониманию. И как быть?

Начать надо с малого, то есть со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить разумному общению с природой. Ведь природа Иловлинского района удивительна и разнообразна. Степи и леса, пески и озера – все есть у нас. Но особую роль в жизни казачьей станицы всегда играла река. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь. Ведь не секрет, что прибрежная полоса Дона, река Иловля в него впадающая, давно стали местами массового отдыха населения. И после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора, нередко возникают пожары. Кроме того, происходит затягивание естественного русла реки песком и илом.

Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.

Цель проекта:

- интересно и увлекательно знакомить ребенка с историей родного края, объектами окружающей природы;

- расширить представления о значении воды для всего живого и в частности для поселка;

- привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоеме;

- научить любоваться родной природой, понимать необходимость бережного отношения ко всем без исключения объектам природы;

- разработать наглядный материал, познавательные занятия, поддерживать детскую любознательность, познавательную активность.

Задачи проекта:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;

- формирование умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- ориентировать ребенка на восприятие себя как части природы;

- воспитание бережного отношения к миру природы;

- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;

- повышение экологической культуры педагогов, родителей, детей;

- использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры.

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий объектов ближайшего окружения, просмотр видеофильмов в рамках эколого-просветительской деятельности природного парка «Донской».

2. Знакомство с литературными произведениями: Н. А. Рыжова «Жила-была река»; Б. Заходер «Течет река…»; сказка «Почему Дон Ивановичем зовут…»

3. Использование дидактических игр: «Путешествие по Дону», «Найди растения нашего края», «Кто в нашей речке живет», моделирование речной системы реки Иловли.

Во время работы над проектом для педагогов были проведены

- проблемный семинар по организации проектной деятельности

- педсовет в форме деловой игры

- мастер-класс

- консультации

- обзорное выступление медсестры ДОУ «Лечение без таблеток» (Лекарственные растения нашего края)

С целью привлечения родителей к проектной деятельности в старших группах проведены родительские собрания

«Мы и экология»

«Организация проектной деятельности старших дошкольников»

Участие воспитателей в осуществлении проекта

- Занятия по краеведению в «Русской избе»

- Мини-музей «Русская изба» - одно из самых любимых мест детей. Здесь проходят и просто экскурсии и интегрированные эколого-краеведческие занятия по ознакомлению с историей родного края, обычаями донских казаков. Рассматриваются предметы быта казаков, одежда, изделия прикладного искусства

- занятие с использованием материала из мини-музея «Воды»

- консультации

- экологические экскурсии с последующим исследованием собранных экспонатов «Речке Иловле – полноводную жизнь»

После проведения предварительной работы (занятие, экспериментальная деятельность по блоку «Вода»; моделирование речной системы реки Иловля, посещение мини-музея воды, подготовка детей с рассказами о растениях и животных водоема) была организована экскурсия «Речке Иловле – полноводную жизнь»

Цель экскурсии: сформировать представление об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений местности. Понаблюдать за работой машин по очищению реки.

Особое внимание уделялось организации деятельности детей: дети идут в гости к природе, поэтому должны выполнять определенные заповеди:

- соблюдение тишины

- терпеливость

- внимательность (находить взаимосвязи в природе, прогнозировать последствия поведения людей)

Итогом экскурсии стало

- фотохроника исследования реки «Незабываемые встречи» (с представителями флоры и фауны, интересными людьми, «умными» машинами)

- составление плана местности

- рассказы детей о своих самых ярких впечатлениях, связанных с рекой

- исследование образцов песка в эколаборатории «Чему верить, что проверить»

- посев семян на горке сорных трав в экосистемах степь, луг

- листок экологической тревоги «Здоровье рек в наших руках»

- дидактическая игра «Кому нужна река»

Не принося вреда живыми растениям, собран материал для поделок в кружке «Мастерилки» (руководитель – Турищева Л. И.). Работы используются в оформлении интерьера детского сада. Организована выставка «Природная фантазия».

Родители оказали существенную помощь в реализации проекта:

- подобрали литературу и наглядный материал

- наметили прогулки и экскурсии на реку

- организовали наблюдения

- вместе с детьми собрали материал по истории поселка Иловля

В проект вошли

- семейные экологические экспедиции на реку с целью наблюдения деятельности бобров

- рассказы о семейных событиях, связанных с рекой

- сочинение сказок о реке «Шел я, шел, сказку нашел»

- детское справочное бюро Саши Капшук и ее мамы «Реки, речки и моря на земле текут не зря»

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта

Привлечение специалистов ДОУ: логопеда, руководителя по физической культуре, изобразительной деятельности, психолога, музыкального руководителя сделало проект более познавательным и ярким.

- занятия по изобразительной деятельности (закрепление знаний о жизни бобров и их деятельности на реке Иловля);

- подвижные казачьи игры, путешествия по экологической тропинке детского сада с участием руководителя по физической культуре.

В экологизации развивающей среды немаловажную роль играет физкультурный зал, который осуществляет эколого-оздоровительную функцию.

- упражнения-перевоплощения;

- зарядка-загадка;

- подвижные игры с природным материалом;

- казачьи игры;

- эколого-спортивные праздники и досуги;

Психологическое сопровождение проекта: релаксация, игры, создание обстановки доброжелательности и взаимопомощи, воспитание чувства коллективизма;

Логопедические занятия с использованием принципа регионализма, пальчиковая гимнастика, закрепление знаний детей о животных родного края;

Музыкальное оформление всех видов деятельности по проекту, театрализованная деятельность дошкольников.

Заключительным мероприятием стал праздник «Волшебница вода» (с использованием регионального компонента).

Продукт проектной деятельности

Дидактические игры, наглядный материал, фотографии занятий, экскурсий и других видов деятельности, рисунки детей, модели занятий, продолжение работы по формированию экосистем: степь, луг; горки сорных трав, лечение без лекарств.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Здравствуй, Зимушка-Зима» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Автор публикации:
Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 13:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Конспект наблюдения на прогулке за птицей вороной с детьми средней группы
ЦЕЛЬ наблюдения: формировать представление у детей о пернатых. Задачи: учить детей различать и правильно называть птиц. Развивать внимание, речь, интерес к...
Детский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения...
При рассматривании коллективной работы «Дельфины Черного моря», созданной детьми, появилась мысль предложить детям изготовить таким же способом...
План-конспект занятия по ритмике «Кадриль»
План-конспект занятия по ритмике «Кадриль» Цель: - приобщать к русскому народному творчеству, знакомить с разнообразием русских народных танцев....