Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»

Овчарова Лариса
Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»

Взросло-детский эколого-краеведческий проект

«Я и моя река Иловля»

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

Вид проекта: творческо-познавательный.

Продолжительность проекта: кратокосрочный.

Участники проекта: дети старших групп, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

Сущность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги и роль взрослого является ведущей.

Актуальность темы.

В начале 21 века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Естественная среда – природа – переживает сегодня немалые потрясения.Все чаще звучат слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но это глобальные проблемы, недоступные пока детскому пониманию. И как быть?

Начать надо с малого,то есть со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить разумному общению с природой. Ведь природа Иловлинского района удивительна и разнообразна. Степи и леса, пески и озера – все есть у нас. Но особую роль в жизни казачьей станицы всегда играла река.Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь. Ведь не секрет, что прибрежная полоса Дона, река Иловля в него впадающая, давно стали местами массового отдыха населения. И после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора, нередко возникают пожары. Кроме того, происходит затягивание естественного русла реки песком и илом.

Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.

Цель проекта:

- интересно и увлекательно знакомить ребенка с историей родного края, объектами окружающей природы;

- расширить представления о значении воды для всего живого и в частности для поселка;

- привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоеме;

- научить любоваться родной природой, понимать необходимость бережного отношения ко всем без исключения объектам природы;

- разработать наглядный материал, познавательные занятия, поддерживать детскую любознательность, познавательную активность.

Задачи проекта:

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;

- формирование умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

- ориентировать ребенка на восприятие себя как части природы;

- воспитание бережного отношения к миру природы;

- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;

- повышение экологической культуры педагогов, родителей, детей;

- использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры.

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий объектов ближайшего окружения, просмотр видеофильмов в рамках эколого-просветительской деятельности природного парка «Донской».

2.Знакомство с литературными произведениями: Н. А. Рыжова «Жила-была река»; Б. Заходер «Течет река…»; сказка «Почему Дон Ивановичем зовут…»

3.Использование дидактических игр: «Путешествие по Дону», «Найди растения нашего края», «Кто в нашей речке живет», моделирование речной системы реки Иловли.

Во время работы над проектом для педагогов были проведены

- проблемный семинар по организации проектной деятельности

- педсовет в форме деловой игры

- мастер-класс

- консультации

- обзорное выступление медсестры ДОУ «Лечение без таблеток» (Лекарственные растения нашего края)

С целью привлечения родителей к проектной деятельности в старших группах проведены родительские собрания

«Мы и экология»

«Организация проектной деятельности старших дошкольников»

Участие воспитателей в осуществлении проекта

- Занятия по краеведению в «Русской избе»

- Мини-музей «Русская изба» - одно из самых любимых мест детей. Здесь проходят и просто экскурсии и интегрированные эколого-краеведческие занятия по ознакомлению с историей родного края, обычаями донских казаков. Рассматриваются предметы быта казаков, одежда, изделия прикладного искусства

- занятие с использованием материала из мини-музея «Воды»

- консультации

- экологические экскурсии с последующим исследованием собранных экспонатов «Речке Иловле – полноводную жизнь»

После проведения предварительной работы (занятие, экспериментальная деятельность по блоку «Вода»; моделирование речной системы реки Иловля, посещение мини-музея воды, подготовка детей с рассказами о растениях и животных водоема) была организована экскурсия «Речке Иловле – полноводную жизнь»

Цель экскурсии: сформировать представление об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений местности. Понаблюдать за работой машин по очищению реки.

Особое внимание уделялось организации деятельности детей: дети идут в гости к природе,поэтому должны выполнять определенные заповеди:

- соблюдение тишины

- терпеливость

- внимательность (находить взаимосвязи в природе, прогнозировать последствия поведения людей)

Итогом экскурсии стало

- фотохроника исследования реки «Незабываемые встречи» (с представителями флоры и фауны, интересными людьми, «умными» машинами)

- составление плана местности

- рассказы детей о своих самых ярких впечатлениях, связанных с рекой

- исследование образцов песка в эколаборатории «Чему верить, что проверить»

- посев семян на горке сорных трав в экосистемах степь, луг

- листок экологической тревоги «Здоровье рек в наших руках»

- дидактическая игра «Кому нужна река»

Не принося вреда живыми растениям, собран материал для поделок в кружке «Мастерилки» (руководитель – Турищева Л. И.). Работы используются в оформлении интерьера детского сада. Организована выставка «Природная фантазия».

Родители оказали существенную помощь в реализации проекта:

- подобрали литературу и наглядный материал

- наметили прогулки и экскурсии на реку

- организовали наблюдения

- вместе с детьми собрали материал по истории поселка Иловля

В проект вошли

- семейные экологические экспедиции на реку с целью наблюдения деятельности бобров

- рассказы о семейных событиях, связанных с рекой

- сочинение сказок о реке «Шел я, шел, сказку нашел»

- детское справочное бюро Саши Капшук и ее мамы «Реки, речки и моря на земле текут не зря»

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта

Привлечение специалистов ДОУ: логопеда, руководителя по физической культуре, изобразительной деятельности, психолога, музыкального руководителя сделало проект более познавательным и ярким.

- занятия по изобразительной деятельности (закрепление знаний о жизни бобров и их деятельности на реке Иловля);

- подвижные казачьи игры, путешествия по экологической тропинке детского сада с участием руководителя по физической культуре.

В экологизации развивающей среды немаловажную роль играет физкультурный зал, который осуществляет эколого-оздоровительную функцию.

- упражнения-перевоплощения;

- зарядка-загадка;

- подвижные игры с природным материалом;

- казачьи игры;

- эколого-спортивные праздники и досуги;

Психологическое сопровождение проекта: релаксация, игры, создание обстановки доброжелательности и взаимопомощи, воспитание чувства коллективизма;

Логопедические занятия с использованием принципа регионализма, пальчиковая гимнастика, закрепление знаний детей о животных родного края;

Музыкальное оформление всех видов деятельности по проекту, театрализованная деятельность дошкольников.

Заключительным мероприятием стал праздник «Волшебница вода» (с использованием регионального компонента).

Продукт проектной деятельности

Дидактические игры, наглядный материал, фотографии занятий, экскурсий и других видов деятельности, рисунки детей, модели занятий,продолжение работы по формированию экосистем: степь, луг; горки сорных трав, лечение без лекарств.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Здравствуй, Зимушка-Зима» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Эколого-краеведческий проект «Я и моя река Иловля»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 13:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...