Получи документы

Эколого-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность

светлана тубасова
Эколого-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природе, воспитание экологической ответственности, как результат- формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств - гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться).

Публикация «Эколого-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность» размещена в разделах

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной природе, и родной стране играет огромную роль в становлении личности. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце. На мой взгляд, ознакомление с родным городом важная работа, несущая познавательную, духовно- нравственную, природоохранную функцию. Ребёнку дошкольнику можно много рассказать о его «малой» Родине.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире и вырастает из любви к близким, родным местам.

Учитывая актуальность эколого-патриотического воспитания дошкольников, я разработала проект «Милый сердцу городок». Гипотезой данного проекта послужило, то что, проживая, в красивейшем городе Кольского полуострова – г. Мончегорске, среди озёр и в окружении гор, мы не замечаем красоты родных мест. Мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них.

Я поставила перед собой цель: дать детям знания о родном городе, развивать чувство гордости за город, желание сохранять его чистым и красивым. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Это чувство включает в эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек должен бережно относиться к природе. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:

Воспитывать любовь к родному дому, умение видеть прекрасное, любоваться природой, бережно относиться к ней;

Воспитывать привязанность к родному дому, детскому саду;

• Расширять знания детей о флоре и фауне родного края.

Проект «Милый сердцу городок» я разрабатывала с учётом окружающей социальной жизни и теми ближащими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. Это дом, детский сад, улица, природное окружение «зелёная зона» детского сада - это объекты экологической тропы, озеро Имандра, озеро Комсомольское, лесная зона, расположенная в непосредственной близости к детскому саду, исторические памятники, расположенные в непосредственной близости к д. с. – памятник Защитникам Заполярья.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности.

Знакомство с природой начинаю с ближайшего окружения- территории детского сада. На прогулке собираем листья для гербариев, шишки и веточки для поделок из природного материала. Совместно с родителями воспитанников организовали выставку поделок «Весёлый самоделкин». Большое внимание уделяю общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. В ходе прогулок я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки. Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

При формировании экологических знаний у детей я придавала большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Во время экскурсий, целевых прогулок любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой - деревья и кусты в заснеженном уборе, весной - молодую нежную зелёную листву. Помогаю детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы.

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей я уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использовала литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми я проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень приятно, когда дети сами задают вопросы, где видно, что у них проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

Наблюдение за птицами проводим во время подкормки. Проводя подкормку, необходимо рассказать детям о том, что зимой птицам очень голодно, поэтому они охотно прилетают на кормушки и поедают приготовленный для них корм. Совместно с родителями организовала изготовление кормушек для птиц. У нас на участке есть уникальная возможность наблюдать за белкой, за её повадками, окраской шубки в зависимости от времени года.

При правильном руководстве наблюдением окружающего мира ребёнок начинает понимать, что хорошо, а что плохо: всем сердцем переживает доброе и злое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Отправляясь на экскурсии и наблюдения, беру фотоаппарат, чтобы запечатлеть моменты общения с природой ( фотовыставки: «Золотая осень», «Белоснежная зима», «Весна-красна»). Красота природы окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Заполнение календаря природы - одно из дел повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. С детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, наблюдая за ней. В разгар зимней подкормки используем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой я обучаю детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаю детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения в окружающей среде, в разные сезоны года.

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов. Ведь это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии.

Срок данного проекта – год, т. к. ребёнок должен иметь возможность проследить изменения природы в разные сезоны. Работая с детьми, я учу их любить и беречь окружающий мир, но достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках. Родители не остались равнодушными: они участвовали в изготовлении кормушек, поделок из природного материала, сборе материала о природе родного края. В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого

Публикации по теме:

Формирование правового сознания дошкольников через проектную деятельность Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания - самый лёгкий; путь личного опыта - самый тяжёлый.

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ «У того, кто не помнит своей истории - нет будущего» А. С. Пушкин В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эколого-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность
Опубликовано: 3 мая 2015 в 19:51
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД