Лучший педагог года

Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольного образовательного учреждения

Светлана Харач
Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольного образовательного учреждения

Введение.

Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики.

В последнее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Человек кардинально изменил природу. Показателем деятельности человека является сохранение окружающей среды. Существующая экологическая ситуация продолжает ухудшаться, что ведет к развитию экологического кризиса в мире [1].

Публикация «Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству [2]. Есть они и в России - свои в каждом регионе.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" [3] и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников". В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада эколого-развивающий комплекс (это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу).

Актуальность проблемы обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны - мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений.

Ухудшение экологической ситуации, усиление рассогласованности взаимодействия общества и природы, очевидная угроза жизни для всего живого на планете заставляют по-новому подойти к вопросам экологического образования детей начиная с дошкольного возраста, так как именно в это время закладываются основы интеграции целостной личности, а приобретённые знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. В связи с этим обозначились и новые аспекты деятельности, которые необходимо учитывать в экологической профессиональной подготовке специалистов по дошкольному образованию.

В настоящее время экологическое образование дошкольников как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения России, стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных учреждений.

Сложилась определённая система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребёнка.

Главной целью работы по экологическому образованию детей является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования :

• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

• формирование знаний о природе;

• формирование начал экологической культуры;

• пропаганда экологического воспитания среди родителей.

экологические пространства на участке ДОУ

Теоретическая часть.

Формирование развивающей среды в детском саду предполагает создание такой среды для экологического образования ребенка, которая была бы дошкольнику интересна, увлекательна, понятна, наглядна, доступна; способствовала развитию и активизации его экологического мышления и воспитывала его душу.

Экологическое образование осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Поскольку ребенок познает окружающий мир через различные виды детской деятельности, в детском саду разрабатывается целый экологический комплекс, в который вошли: экологическая комната, комната природы, кабинет художественного труда, изостудия, музыкальный зал, физкультурный зал, в группах организованы уголки самостоятельной деятельности. На территории детского сада оформлен эколого-развивающий комплекс.

Очень интересным решением для «оживления» и разнообразия развивающей среды является создание экологической тропинки в здании детского сада.

Экологическую тропу разделяют по нескольким типам:

1. на территории детского сада;

2. в природных или приближенных к ним условиях;

3. в здании ДОУ.

Этапы создания и оформления тропинки:

• детальное обследование территории;

• составление картосхемы тропинки;

• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки;

• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление паспорта;

• изготовление табличек с рисунками;

• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Карта-схема экологической тропинки призвана отображать местонахождение видовых точек на экологической тропинке, которые включают наряду с мини-музеями различные экспозиции («Лесные домишки», «Природа Южной Америки», «Африка», «Рыбки реки Амазонка», «Луг»). Видовые региональные экспозиции представлены комнатными растениями, присущими данной территории, а также изображениями или объемными фигуркам обитающих в данном регионе животных.

Прогулки по экологической тропинке в здании детского сада (особенно в плохую погоду) предполагают посещение детьми видовых точек, находящихся в разных возрастных группах. При этом дети старшего дошкольного возраста могут сами рассказать гостям о своем мини-музее или видовой точке. Грамотно созданная видовая точка является также прекрасной экспозицией для проведения тематических занятий по экологии. Временными видовыми точками могут являться внесезонные посадки, например, молодые дубки в цветочных горшочках, выращенные детьми из желудей и предназначаемые для посадки весной в открытый грунт. Огород на подоконнике также может являться прекрасной временной видовой точкой экологической тропинки, позволяющей проводить натурные наблюдения за развитием культурных.

Экологическая тропинка на территории. Растительное многообразие на территории детского сада является как бы природным ботаническим фондом, благодаря которому дети имеют возможность наблюдать и изучать живое царство растений. Карта-схема экологической тропинки на территории детского сада указывает на местонахождение видовых точек, которые преимущественно представлены различными древесными растениями (клен, дуб, рябина, тополь, ива, клен, ель, каштан). Много разнообразных травянистых растений. Альпинарий дает возможность наблюдать за вегетацией растущих в нем растений, прилетающих к ним насекомых, а также изучать непосредственно сами камни альпинария.

Для создания экологической тропинки используются данные «Экологического паспорта ДОУ». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, разнообразие объектов, мы выделили наиболее привлекательные и интересные с познавательной точки зрения видовые точки.

На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена : по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клён имеет крупную и красивую листовую пластинку, даёт густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветёт и расцвечивает листья, даёт гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растёт и является хорошим пылесборником; черёмуха замечательно цветёт, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти берёзы - одиночные или группами, очень красивы свешивающиеся ветви раскидистой ивы, листья и цветы - свечи каштана.

Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их сажают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории детского сада, кроме подъездных путей и дорожек. Он создаёт хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле, - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень успокаивает нервную систему детей.

Заключение.

Эколого-развивающий комплекс - относительно новый элемент развивающей предметной среды.

Эколого-развивающий комплекс играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Он позволяет более продуктивно проводить занятия по экологии, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей, как на свежем воздухе, так и в помещение. Практика показала, что результативность экологического образования во многом зависит от условий, в которых находится ребёнок [1]. Поэтому созданию эколого-развивающего комплекса придают особое значение, а основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Так как ребенок постоянно взаимодействует с природой, перед воспитателями стоит очень важная задача – воспитывать не положительно – созерцательное, а положительно – действенное отношение к природе. Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной (не рвать, не топтать, не ломать, а в положительной форме (цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветов в букет и т. д., тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредством объяснения педагога, через художественную литературу.

Практическое использование данной формы экологического образования позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников СЛАЙД1 Я Хочу представить свой опыт работы по теме: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Использование метода проектов в деятельности дошкольного образовательного учреждения В 2013 г. утвержден Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования, который предоставил возможность перехода на более качественный.

Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытные и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений.

Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи Один из важных принципов современных требований к технологии реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования,.

Проект «Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения» Экологическая тропа - как элемент воспитания у дошкольников экологической культуры Природа является источником добра, ее красота влияет.

Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 08:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД