Экскурсия «Каштан зимой» для детей старшего возраста

Юлия Соловей
Экскурсия «Каштан зимой» для детей старшего возраста

«Зимний сон» (Каштан зимой)

Целевая прогулка (экскурсия) для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создавать условия для формирования познавательно-исследовательских знаний и умений детей.

Задачи:

1. Формировать представление о дереве - каштан, его характерных признаках зимой, почему зимой дерево спит.

2. Развивать познавательно-исследовательский интерес, наблюдательность, любознательность, внимание, память, связную речь; расширять кругозор, словарный запас.

3. Закреплять умение различать деревья по их внешнему виду. Обогащать знания детей об изменениях в растительном мире с приходом зимы.

4. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к деревьям.

Словарная работа:

Крахмал, клетки, сластит, выносливее, хрупкие, ломкие.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята,предлагаю вам отгадать загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

Дети: Дерево

Воспитатель: Рассмотрите деревья вокруг нас. Что произошло с ними?

Дети: Наступила зима, все листья на деревьях осыпались.

Речевая игра «Эхо»

- Эхо лесное, спросить я могу?

- Ау, ау, ау (дети говорят)

- Куда это листья лесные пропали

- Опали, опали, опали (дети говорят)

- Травы лесные, где вы? Не вижу…

- Ниже, ниже, ниже (дети говорят)

- Цветы луговые, а вы что пропали?

- Завяли, завяли, завяли (дети говорят)

- Птички-певички, давно ли вы пели?

- Они улетели, они улетели (дети говорят)

- Лягушки и раки куда подевались?

- Они закопались, они закопались (дети говорят)

- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.

- Мы шубки меняем, меняем, меняем (дети говорят)

- Так что же случилось, какие дела?

- Пришла сюда зимушка-зима. (дети говорят)

Воспитатель: Так вот, оказывается в чем дело. Зима наступила… Ребята, так вот почему участок сегодня совсем другой!

Воспитатель: Какая сегодня погода? Чем она отличается от осенней?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Послушайте стихотворение о зиме.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес,

что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно. И. Суриков

Воспитатель: Красивое стихотворение, правда?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на первые белые снежинки, как они кружатся, медленно опускаются на землю.

Воспитатель: А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся,вы узнаете из загадки:

Кисть цветов — словно свеча,

Плод не схватишь сгоряча:

Кожура его в иголках,

Но нет шишек, как на ёлках.

Лист, как веер, стройный стан,

Это дерево…

Дети: каштан

Воспитатель: Давайте к нему подойдем. Ребята, с каштаном нужно поздороваться. Как можно поздороваться с каштаном? (Сказать: «Здравствуй каштан», погладить, обнять). Давайте обнимем его.

Дети: обнимают и здороваются с деревом.

Воспитатель: Как мы можем узнать каштан зимой?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какой каштан? Что в нём изменилось?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика.

Воспитатель: Кто хочет померяться с деревом силой? Попробуйте вытащить его из земли. Получилось? Кто сильнее?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Что его так крепко удерживает в земле?

Дети: Корни

Воспитатель: Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

Дети: ответы детей

Воспитатель: Какие части дерева вы еще знаете?

Дети: Ствол, ветви, листья.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам поиграть.

Малоподвижная игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Воспитатель называть часть дерева, а дети выполняют движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх

Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая?Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает)

Дети: ответы детей

Воспитатель: А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, холодный. Как вы думаете, как живут деревья зимой? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос. Зимой деревья находятся в сонном состоянии. В холод они не пьют корнями из почвы воду. Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные "кладовочки" прямо ломятся от этого добра. Запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы теплые, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где зимы морозные, крахмал заменяется сахаром.

Это крахмал перешел в сахар. Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его,делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар. Движение соков замедляется, почти останавливается. Дерево словно бы засыпает. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в 200 - 400 раз слабее, чем летом.

Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. А после нового года - просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.

Каштан зимостоек, в очень суровые зимы подмерзает.

Для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам, деревьям. Снег защищает деревья от сильных морозов. Поэтому стволы деревьев нужно утеплять снегом, помогая им пережить холодную зиму. Деревья зимой становятся хрупкими и ломкими, к ним нужно относится бережно.

Подвижные игры: (на выбор воспитателя)

1. «От дерева до дерева».

Правила: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

2. «Лесные пятнашки».

Правила:Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя ловить игрока, прижавшегося спиной к дереву; двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; тех, кто сумеет обхватить дерево руками.

3. «Раз, два, три. К дереву беги»

Правила: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

4. «Тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

5. Снежная карусель. (Игра предварительно разучивается в группе).

Цель: закрепить умение детей ходить, бегать и останавливаться по сигналу.

Ход игры: Взявшись за руки, дети встают в круг и изображают снежинки. По сигналу водящего они сначала медленно, потом бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, водящий предлагает им изменить направление движения,говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие, замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сначала они двигаются медленно, а потом всё быстрее,пока водящий не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки.

После отдыха игра возобновляется. В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что наступила зима, зимой стало еще холоднее, чем осенью.

Листья с деревьев опали, выпал снег.

Дидактическая игра: (на выбор воспитателя)

1. «Какую пользу я приношу?»

Цель: формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.

Правила игры: Назвать пользу, которую приносит объект. «Какая польза от дерева?» - «В жару под ним прохладно, тень. Листьями питаются насекомые. А еще для птиц польза, можно на дереве вить гнезда».

2. «Путешествие по временам года».

Цель: Знакомить детей с изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.

Правила игры: По предложенным признакам, определить к какому времени года они относятся. Например, в саду созрели вкусные и ароматные фрукты. Какое это время года? (Ответы детей).

3. «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Цель: формировать умение детей описывать увиденное, находить различия между хорошим и плохим; воспитывать доброту, трудолюбие.

Правила игры: По приведённым примерам определить хорошо это, или плохо. (Если дети ломают ветки - это хорошо? Сажают цветы, разоряют гнёзда… (можно использовать дидактические карточки)

4. «Назови части дерева» (корни, ствол, крона, ветви, листья, плоды);

Цель: формировать умение детей называть части дерева, ориентироваться в расположении их на дереве, описывать.

Правила: ребенку предлагается картинка с изображением части дерева, он ее называет, объясняет для чего она нужна дереву, какую функцию выполняет.

5. «Сравни куст и дерево»

Цель: формировать умение детей различать кустарники и деревья, объяснять различия и сходство; развивать внимание, память, наблюдательность, связную речь.

Правила: ребенку предлагается для сравнения кустарник и дерево, необходимо найти различия и сходство, объяснить свой ответ.

Рефлексия:

-А какую пользу приносит каштан людям? (Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства).

-Какие признаки зимы вы знаете?

-Как долго деревья запасают крахмал?

-Для чего дереву крахмал?

-Где крахмал превращается в сахар?

-Что происходит с соком в первые морозы?

-Когда деревья реже дышат зимой или летом?

-Когда у дерева самый глубокий сон?

-Что вам сегодня понравилось на прогулке, что нового вы узнали?

- Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

Публикации по теме:

«Зажглись свечи на каштане. Каштан весной» Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста» «Зажглись свечи на каштане» (Каштан весной) Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создавать условия для формирования.

Беседа со старшей группой на тему «Каштан»Беседа со старшей группой на тему «Каштан» Цель: Формировать начало экологической культуры у детей дошкольного возраста. Задачи : 1 Расширять представление о дереве – каштан, о.

Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в зоопарк» Игровая программа для детей дошкольного возраста «Экскурсия в зоопарк» старшего дошкольного возраста Составил: воспитатель Сидорова Елена.

Развлечение с родителями для детей старшего дошкольного возраста зимой на улицеРазвлечение с родителями для детей старшего дошкольного возраста зимой на улице Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту; продолжать укреплять физическое и психическое.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весна пришла» Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. Программные задачи: Образовательные.

Экскурсия по экологии детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в весенний парк» Ход занятия - Сегодняшнее наше занятие – необычное. Мы вместе с вашими пришли в парк, чтобы рассмотреть весенние деревья, кусты и цветы.

Экскурсия в медицинский кабинет для детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия в медицинский кабинет для детей старшего дошкольного возраста Цель: ознакомить детей с медицинским кабинетом, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением. Познакомить с профессией.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Экскурсия «Каштан зимой» для детей старшего возраста
Опубликовано: 5 октября 2019 в 17:45
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 марта. День весенних прогулок на МААМ

Весна – удивительное и красивое время года. Медленно, но верно происходит оживление природы после зимней спячки, и перемены эти происходят буквально на глазах. Повсюду в природе наступает славная пора...

29 марта. День первоцветов на МААМ

Пара зеленых листиков-стрелок и колокольчик на тонкой ножке — так выглядит галантус, один из первых весенних цветов. Разные народы называют его по-своему — подснежник, снежинка, снежная сережка, капля или...

Проект Сказки Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе детского сада
Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо не возможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное:...
Презентация для интегрированного занятия «Санкт-Петербург — гордая белая птица» в...
Презентация к интересному музыкальному занятию с использованием ИКТ , а также описание к ней. Текст для презентации к занятию о Санкт-Петербурге 1. Нам с...
Пасхальная аппликация «Корзинка с пасхальными яйцами» для младших дошкольников
ПАСХАЛЬНАЯ АППЛИКАЦИЯ " КОРЗИНА С ПАСХАЛЬНЫМИ ЯЙЦАМИ " ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Солнце жмурится с небес, Землю освещает, Этот праздник...