Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Елена Золотухина
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Пояснительная записка

Организационная образовательная деятельность в средней группе

«Экскурсия в музей «Русская изба»»

Одним из направлений в работе нашего детского сада, является гражданско-патриотическое воспитание.

Важная задача – развитие у детей интереса к культурным традициям, быту русского народа. Мы должны в доступной форме знакомить детей с прошлым нашего народа, прививать любовь к своей Родине.

В нашем детском саду уже более 15 лет действует музей «Русская изба», где собраны подлинные экспонаты того времени, несущие энергетику людей, живших давно. Музейдополнен макетами некоторых предметов: печь, окно с наличниками, др. Наш музейдоступен всем желающим: и детям, и родителям. Посещать его дети очень любят, ведь они погружаются в другую, необыкновенную, даже сказочную среду.

ООД в средней группе

«Экскурсия в музей «Русская изба»»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».

Цель: Развитие представлений у детей о быте, традициях, культуре русского народа.

Задачи: Знакомить детей с особенностями русской избы, с предметами старинного быта.

На основе русских народных сказок закреплять знания о старинных предметах обихода.

Обогащать словарный запас детей.

Развивать внимание, логическое мышление, память, речь.

Развивать интерес к фольклору.

Воспитывать интерес к истории, уважение к старшему поколению.

Методы: практические, наглядные, словесные, игровые.

Приёмы: экскурсия, беседа, рассказ воспитателя, речевая игра, художественное слово, дидактическая игра.

Материалы и оборудование: экспонаты музея, д/и «Что лишнее?», набор продуктов для теста, фартуки, косынки.

Логика образовательной деятельности.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, мы его проведём в музее.

-Ну, что же, всех ребят и всех гостей,

Приглашаем мы в музей. (проходим в музей)

- Как нужно вести себя в музее? (Не шуметь, ничего не трогать руками, слушать взрослого, рассматривать).

- Отгадайте загадку:

Стоит жилище,

Деревянные бочища.

Внутри печь, да дрова,

Это – русская (изба).

И мы, ребята, сегодня в нашем музее «Русская изба».

-В давние времена на Руси строительство избы было большим делом. Созывали весь честной народ на строительство. Ведь одному человеку это было не под силу! Строили избу из бревен, которые рубили топорами. Есть и пословица русская «Не взявшись за топор, избы не срубишь.И все было сделано в избе из дерева: и пол, и потолок, и стены,и мебель, даже посуда.

-Ребята, а ведь в сказках многие герои тоже жили в избах, избушках. Назовите такие сказки. («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди»,»Маша и медведь» «Как коза в лесу избушку построила»).

Дома раньше строили так, что входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам,а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше холода попадало в избу.

-А теперь, отгадайте ещёодну загадку:

Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская (печь)

Печь в русской избе - это самое главное.В старину о ней говорили так: «Без печи изба – не изба». С печью была связана вся жизнь людей. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и печка встречается во многих сказках.

-Какие сказки вы знаете, где печь играет важную роль? (в сказке «Гуси-лебеди» печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, а в сказке «По щучьему велению» везет Емелю к царю, в сказке «Заюшкина избушка лиса на печи сидит да кричит, в сказке Жихарка печка спасла его от Бабы-Яги)

-Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной, а чтобы было красиво – белили. А как назывался человек, который умел класть печь? (печник)

Печник - очень ценный работник, он пользовался большим почётом и уважением

Слава о хорошем печнике шла по всей округе.Ведь важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь кормила семью, обогревала даже освещала дом, на ней спали, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. А ещёпечка обладала и целебными свойствами: набегаются ребятишки зимой, замёрзнут, как бы не заболеть. А родители их на печку, на прокалённые кирпичи, всю хворь, как рукой снимет.

Рано утром встанет хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Про печку говорят, печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

-А в каких сказках, тоже что-то в печи пекли? («Колосок», «Колобок», «Маша и медведь», «Крылатый, мохнатый, да масленый», «Царевна-лягушка»).

Игра.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, печка очень горяча,

Чо-чо-чо, чо-чо-чо, осторожно, горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи, испечём мы калачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, будет всем по калачу.

- Да, ребята, русскийнарод всегда славился своим гостеприимством: если ты пришёл в гости, то уж без калача, пирога, не уйдёшь. Об этом сложено много пословиц.

Какие пословицы вы знаете о том, что в доме гостям всегда рады!

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

- Посмотрите, вот какие вкусные караваи пекли, баранки да плюшки.

А давайте и мы с вами замесим тесто для пирогов. Что для этого нужно? (Мука, молоко, масло, сахар, соль, дрожжи)

Мука хранилась всегда в чистых холщовых мешках. Прежде чем замесить тесто, нужно её просеять, что для этого понадобится,отгадайте: «Новая посудина, а вся в дырках» (сито, решето)

Ситом сеяли муку, чтобы тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Добавим молоко, соль (загадка, сахар, всё нужно тщательно размешать. Давайте не будем печь Колобка, вдруг и от нас убежит, испечём-ка мы лучше плюшки. А помогут нам в этом наши повара и их современные печки.

(отдаём тесто)

Пока наши плюшки пекутся, мы поиграем.

- Ребята, посмотрите, вокруг и назовите предметы, которые можно встретить в сказках (прялка, лопата, ведро, веретено, самовар, прялка, деревянная ложка, т. д.)

А теперь ещёодна игра: «Что лишнее?» (карточки: печь, колодец, микроволновая печь, чугун; лапти, пылесос, ухват, веретено; телевизор, кресло, телефон, прялка)

- Ой, ребята, тихо, кажется, кто-то плачет. Это же малыш. Вот он – в люльке.

Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках, зыбках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где потеплее. Люльку закрывал полог, чтобы малышу было спокойнее.

-. Как же нам успокоить малыша? (покачать люльку, спеть колыбельную, рассказать сказку).

-Ребята, а как поют колыбельные? (тихо, нежно, ласково, с любовью).

Давайте, споём колыбельную нашему малышу.

(«Колыбельная»)

- Уснул.

Вот и плюшки подоспели. Поварам - спасибо большое.

Давайте мы плюшками угостим наших гостей, плюшек так много! На всех хватит!

В нашем музее мы с вами побываем ещё не один раз, и вы узнаете много нового и интересного.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Фото-отчёт. Наш мини - музей «Русская изба».Представляю вашему вниманию фото-отчёт мини-музея «Русская изба», созданного в нашей подготовительной.

Конспект НОД «Русская изба» в подготовительной группе Конспект ООД «Русская изба» в подготовительной группе Цель: приобщение к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Конспект НОД в мини-музее «Русская изба» в подготовительной группе Конспект НОД в мини-музее "Русская изба"(подготовительная группа) Подготовила : Дорофеева Т. А. воспитатель 1к. к. Цель: Знакомство с предметами.

Конспект ОД «Русская изба»Конспект ОД «Русская изба» Цель: приобщение детей к духовно- нравственному воспитанным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: - вызвать у детей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Русская изба Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Русская изба Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно.

Конспект занятия в центре активности «Русская изба» Тема «Изба, печь» Цель: сформировать у детей представление о русской избе. Задачи: - познакомить детей с понятием «изба» - жилище крестьянской.

Проект «Мини-музей «Русская изба»Проект «Мини-музей «Русская изба» Пояснительная записка Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее.

Фотоотчет об экскурсии на выставку «Русская изба»Фотоотчет об экскурсии на выставку «Русская изба» Экскурсия на выставку «Русская изба» Быт, культура, обычаи нашего народа известны нашим детям лишь по книжкам и фильмам, а нам повезло:.

Экскурсия в краеведческий музей по теме «Русская изба»Экскурсия в краеведческий музей по теме «Русская изба» Музей- это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. Мы решили с детьми посетить это удивительное.

Сценарий экскурсии в музей «Русская изба»Сценарий экскурсии в музей «Русская изба» Цель: познакомить детей с бытом русского народа. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»
Опубликовано: 8 октября 2019 в 21:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки