Экскурсия в музей «Русская изба»

Анастасия Мунова
Экскурсия в музей «Русская изба»

Конспект НОД

на тему «Экскурсия в музей «Русская изба»

средняя возрастная группа

Цель: Дать детям представление о старинном русском быте.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.

Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, лапти, сундук, самовар)

Развивающие:

Развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Расширять кругозор.

Воспитательные:

Формировать любовь и бережное отношение к предметам старины.

Воспитывать интерес к истории России.

Словарная работа: печь, чугунок, ухват, лапти, сундук, самовар.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: мини-музей “ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, лапти, русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – Колобок, записи русских народных песен, Шапка для игры “Ходит Ваня», два разноса, книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Раздаточный материал: картинки к игре «Что было, что стало», соленое тесто для лепки Колобков.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар», «Печка»; хороводов «Ходит Ваня», пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка». «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя».

Форма проведения: групповое.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Заходят в музей «Русская изба».

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». В музее шуметь и громко разговаривать нельзя. Обратите внимание на предметы, которые находятся в музее, они очень древние, старинные и называются экспонатами, их трогать руками нельзя, можно только рассматривать.

Воспитатель : И сейчас мы с вами попадаем в сказку. А в какую вы мне скажете, когда мы ее посмотрим.

Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок,

Изжарила в масле

И на окошко студить положила.

(Роли исполняют дети)

Воспитатель : Ребята, вы знаете, что это за сказка? (ответы детей) Правильно, конечно же это сказка «Колобок»

А сейчас покажем Колобку,как мы умеем отгадывать загадки:

1) " Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".

Воспитатель: Что считалось самым главным в избе и необходимым для проживания?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь? Для чего она нужна была?

Дети: В ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, топили избу, грели воду, спали на ней.

2) «Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит…»

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, для чего он был нужен?

Дети: В чугунке варили кашу, щи.

3) «Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут …»

Дети: Сундук.

Воспитатель: Правильно ребятушки, это сундук. Для чего нужен был сундук?

Дети: Чтобы хранить в нем ценные вещи.

Воспитатель: Молодцы!Слушайте последнюю загадку:

4) «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…»

Дети: Самовар.

Воспитатель: Правильно. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.

Воспитатель: Дети, раньше не было на Руси в деревнях ни света, ни телевизора, ни компьютера и чтобы жилось не скучно, народ сочинял сказки, которые так и назывались русские народные сказки. А вы знаете такие сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас и проверим. Я буду показывать картинки с изображением сюжета из сказки, а вы должны будете отгадать название этой сказки. (Показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. д.)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А ещё, ребята,раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел-

Низко голову повесил.

Знаю я,нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Ходит Ваня»

(Выходит мальчик в шапочке, становится в круг, хоровод идет в одну сторону, Ваня в другую выбирает для себя друга, когда находит друга выходят в круг и танцуют)

Ходит, Ваня

Ходит, Ваня!

Посреди кружочка,

Посреди кружочка!

Ищет Ваня,

Ищет Ваня

Для себя дружочка

Для себя дружочка

Нашел Ваня

Нашел Ваня

Для себя дружочка

Для себя дружочка!

(В круг выходит другой ребенок ищет себе друга и танцуют. Игра повторяется)

Воспитатель: Ребята, давайте мы нашему Колобку сделаем друзей,

Включается русская народная музыка.

Дети раскатывают соленое тесто круговыми движениями, делают горошинками глазки.

Готовые колобков кладут на разнос и ставят в печь.

Воспитатель: А пока пекутся наши колобки, мы с вами поиграем в игру, которая называется

“Что было, что стало”.

Покажем Колобку, как изменились предметы со временем.Например: Был самовар, стал чайник. (Показ картинок на слайдах через ИКТ технологии)

Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, наши колобки уже подсохли. (Достает разнос с готовыми колобками).Воспитатель: Понравилось вам у Колобка в избе?

Дети: Да.

Воспитатель: Что больше всего запомнилось?

Дети: Как играли в игры, пекли калачи и т. д.

Воспитатель: Ребята, Колобок говорит, что ему было с нами весело и что вы много знаете о русском быте. Если вам понравилось в избе, то попрыгайте, а если нет, то сядьте на лавочку.

Колобок очень рад, что мы пришли к нему в гости. И на память о нашей встрече он нам дарит книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Воспитатель: Нам тоже, Колобок, очень приятно было побывать в твоей избе. А сейчас мы пойдем в группу пить чай с булочками.

Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Фотоотчёт об экскурсии в музей «Русская изба»Фотоотчёт об экскурсии в музей «Русская изба» Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору,.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Экскурсия в музей «Русская изба»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 05:21
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...


Горячие темочки