Экскурсия в музей русского быта для детей 4–5 лет (средняя группа)

Юлия Багданова
Экскурсия в музей русского быта для детей 4–5 лет (средняя группа)

Ребята, мы с вами пришли в музей, который называется «Русская изба». Давайте представим, что я хозяйка этого дома, а вы – мои гости. Мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем, как давным-давно жили наши предки.

Посмотрите, какая красивая печь в нашей избе. Как вы думаете, для чего нашим предкам нужна была печь? (чтобы готовить еду, обогревать избу). Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь. А ещё на печи сушили грибы, ягоды, на печи спали, а под печью в зимнюю стужу держали кур. В старину в печи даже мылись. Печи делали просторными, их всегда ставили в центре избы.

Давайте посмотрим, как называются некоторые части русской печи. Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье.Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? (Для отдыха и сна людей). Высота такой лежанки чаще всего позволяла человеку сидеть. Под лежанкой есть печурки. Они использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках? (валенки, носки, чулки и т. д.)

Не зря в старину говорили:

«Печка кормит, печка греет, печка мать родная»

Посуда, в которой готовили еду в печи – чугунок. Конечно, голыми руками чугунок из печи не вынуть, поэтому хозяюшке нужен ухват. А чтобы мешать угли в печи и поддерживать огонь, использовали кочергу.

Русский народ очень трудолюбивый. Летом крестьяне работали в поле, а зимой занимались ремёслами (пряли, ткали, плели корзины). Долгими зимними вечерами собирались возле печи, пели песни, а дети играли. Давайте мы поиграем в одну старинную игру. (проводится игра «Золотые ворота»).

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики»произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Ребята, давайте вспомним, какую еду можно приготовить в печи? (блины, пироги, щи, кашу). Наши предки ели простую и полезную пищу. Не зря они придумали поговорку «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной». А теперь давайте подойдем к столу и посмотрим, из каких круп варили на Руси кашу. (на столе миски с различными крупами – гречневая, овсяная, перловая, горох). Как вы видите, эти крупы всем нам знакомы, мы и сейчас варим из них каши, потому что они и вкусны, и полезны. И вы, ребята, ешьте кашу, чтобы вырасти сильными и здоровыми.

А теперь давайте отгадаем загадки, смотрите вокруг внимательно,ведь отгадки совсем рядом:

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

/Печь/.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Черный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга.)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы познакомились с русской печью, узнали, что ели наши предки, выучили русские поговорки, поиграли в старинную игру «Золотые ворота», но в музее есть ещё много интересного, поэтому мы обязательно придём сюда ещё раз.

Экскурсия в музей русского быта для детей 4–5 лет (средняя группа)
Публикации по теме:

Проект «Предметы русского быта» Проект «Предметы русского быта» Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь. Возраст детей: 5 лет. Введение: Ни для кого.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина» (средняя группа)Конспект занятия «Знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое.

Фото-отчет «Экскурсия в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941–1945 годов» (музей боевой славы)Фото-отчет «Экскурсия в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941–1945 годов» (музей боевой славы) Добрый вечер, дорогие коллеги! В рамках месячника по патриотическому воспитанию мы с напарницей решили организовать экскурсию в Мемориальный.

Фотоотчет «Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Фотоотчет «Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о своих.

Конспект НОД для детей 6–7 лет. Экскурсия в музей детского сада «Как жили раньше» Задачи: Конкретизировать представления детей о коми избе. Развивать умение видеть взаимосвязь своеобразия построения дома с природными климатическими.

Конспект ООД «Экскурсия по участку» (средняя группа) Конспект ООД в средней группе «Экскурсия по участку». Цель: Познакомить детей с первыми признаками весны. Задачи: Образовательные: Дать.

Конспект занятия по физической культуре «Экскурсия по городу» (средняя группа) Конспект занятия по физической культуре «Экскурсия по городу» (средняя группа) Задачи: • Упражнять в ползании по гимнастической скамейке.

Музей культуры и быта татарского народаМузей культуры и быта татарского народа Идея создания этнографического музея пришла ко мне очень давно, но осуществилась всего несколько недель назад. Над его созданием работал.

Экскурсия в музей «Моё Красивомечье». «Знакомство с профессиями прошлого» (старшая группа) «Знакомство с профессиями прошлого» Цель: - Закрепить знания детей о профессиях родителей. - Познакомить детей с понятием ремесло. - Дать.

Заочная экскурсия на автобусе. «Улица города». (средняя группа) Цель: углублять знания детей о Правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице; учить различать дорожные знаки, знать их назначение,.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Экскурсия в музей русского быта для детей 4–5 лет (средняя группа)
Опубликовано: 12 июня 2016 в 20:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

В 2009 году календарь профессиональных праздников пополнился ещё одним событием: ежегодно 24 июля в нашей стране принято отмечать День флориста. Поэтому наш очередной тематический день мы посвящаем...

24 июля. День продавца

Профессиональному празднику работников торговли посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о торговле, магазинах и...


Горячие темочки