Папки-передвижки

Конспект занятия «Экскурсия в русскую избу»

Наталья Ярушина
Конспект занятия «Экскурсия в русскую избу»

Экскурсия в русскую избу

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками.

Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в русскую избу“» размещена в разделах

2. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Воспитывающие :

1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол, гребень.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Барыня», колыбельной

«Летят, сизы гуленьки», потешки «Как у Сани дом на семи верстах», русский народные костюмы, атрибуты для д/и «Варим щи и овсяную кашу», самовар, шкатулка.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядный, игра, показ, беседа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите играть в хороводные игры?

Давайте поиграем в старинную русскую народную игру «Вышел Ваня погулять».

Игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было ещё многоочень интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним!

(выходят за клубком из группы).

Вот мы и пришли!

Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Дети: В русскую избу.

Хозяйка:

Избы были на Руси тёплые, добротные.

Ставеньки резные,

Лавки расписные.

Всех гостей тот дом вмещал,

Весел был и стар и мал.

Открываем мы свой дом,

Пахнет в доме стариной.

Всех гостей я приглашаю

И с поклоном размещаю.

Проходите, проходите!

На убранство поглядите.

Хозяйка:раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным - давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?

Дети: печка!

Хозяйка:Печка русская стоит.

Только что-то не горит.

Я лучину зажигаю,

Печка сразу оживает.

Звучит песня «Растоплю я русскую печь»

Хозяйка:

В народе говорили:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота».

Хозяйка:Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Хозяйка: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Хозяйка: Печь недаром на Руси называли «Матушка – печь»).

Она была кормилицей, обогревала жилице и лечила людей.

В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу.

Ведь не даром на Руси гласит пословица: "Щи, да каша - пища наша".

печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Хозяйка:В нижней части печки оставалось свободное пространство —подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря. Ребята, а какие предметы вы видите около печи?

(Ухват, чугун, цапельник и тд.)

Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: для отдыха и сна людей.

Хозяйка:Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания,сушили одежду (валенки, носки и чулки).

Хозяйка: Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Хозяйка, дети и воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Ребята, а какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).

(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: чугунок

Хозяйка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!

Игра «Варим щи и овсяную кашу»

Хозяйка: чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Дети: ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку.

Хозяйка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети: самовар.

Хозяйка: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Пили чай из самовара, особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара.

Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

игра «Что стало – что было»

Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли. Д. Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

Хозяйка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: ребенок

Воспитатель: Посмотрите, где он лежит. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках, зыбках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Дети и Воспитатель (поют колыбельную)

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Хозяйка: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Дети: ответы детей.

Хозяйка: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

Хозяйка: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

О пряхах в народе складывались поговорки:

1. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

2. Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

3. Хорошо прядется - весело поётся.

Хозяйка:ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: чтобы вязать носки, одежду.

Хозяйка: Давайте посмотрим, какой наряд носили девушки и парни.

А складывали вещи в сундук.

Гладили вот такими старинными утюгами.

Обратите внимание на самотканые половики, вязаные коврики - их делали своими руками.

Хозяйка: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.

После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушкапожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться – танцевать, выходные деньки встречать!

Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»

Хозяйка: Дорожим мы стариною, стала нам она родною,

Вечно прадедов работа,

Будет радовать кого - то.

Приходите гости к нам, очень рады мы гостям.

Воспитатель: ребята, вам понравилось в русской избе? Что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? О чём ещё вы хотели узнать? Еще придем в гости к хозяйке?

А сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в нашу группу укажи!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в осенний парк» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы. Задачи: Уточнять и закреплять представления.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Экскурсия в Зоопарк» Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Задачи: Образовательные: -Дать представление о зоопарке.

«Экскурсия в зоопарк» конспект занятия по познавательному развитию «Животные разных климатических зон» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по.

Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке) Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке) Задачи. 1. Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на.

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Колокольный звон» и экскурсия на колокольню в храмКонспект занятия в подготовительной группе ДОУ «Колокольный звон» и экскурсия на колокольню в храм По данным ученых, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Полно активный колокольный.

Конспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группыКонспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группы Задачи. Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды», «природные явления». Закрепить знания детей о приборах,.

Конспект занятия «Экскурсия в библиотеку»Конспект занятия «Экскурсия в библиотеку» «Экскурсия в библиотеку» (старший дошкольный возраст) Цель. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно – исследовательской.

Сценарий фольклорного праздника «Покров — натопи избу без дров» в старшей группе Ход праздника: Зал празднично украшен. Звучит русская народная мелодия "Пошла млада за водой". Ведущая вместе с детьми в русских народных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес» Конспект на тему: " Экскурсия в осенний лес!" (подготовительная группа) Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Экскурсия в православный храм» Экскурсия проводилась с детьми подготовительной группы с письменного согласия родителей. Предварительная работа: знакомство с жизнью :Преподобного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Экскурсия в русскую избу»
Опубликовано: 16 января 2021 в 17:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД