Марина Рындина
Экскурсия в этнографический музей (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Рындина Марина Митрофановна, воспитатель.
МАОУ «ОК «Лицей №3» отделение дошкольного образования
детский сад «Теремок» г. Старый Оскол Белгородская область
Экскурсия в этнографический музей.
(один из этапов проекта «Путешествие огонька»)
Публикация «Экскурсия в этнографический музей (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Воспитатель: Предлагаю продолжить удивительный рассказ о путешествии огонька. Вспомните, где появился огонек в самом начале нашего пути? ( Ответы детей: «В пещере, там первобытные люди разводили костер. Еще на нем готовили пищу и грелись, когда было холодно»)
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в музей русской избы. А почему в избе на полу нельзя развести такой же костер, как в пещере? (Ответы детей)
Воспитатель: И что же придумали люди, чтобы огонек был рядом с ними всегда в доме? ( Ответы детей: «Русскую печь»)
Воспитатель: Печи в русских избах располагались около входа и занимали примерно четверть избы и топили ее «по-черному. Как это?» (Ответы детей). Что же доброго дает людям русская печь? ( Ответы детей: на ней спали, грелись, в ней готовили пищу и освещали пространство избы. Пылающий в печи огонек был источником света в темные зимние вечера). А вот как о русской печи писал поэт Б. Николаев.
Ребенок читает отрывок из стихотворения «Живое тепло» Бориса Николаева.
«Ведь русская печка, как добрая мать,
Согреет. Накормит, уложит поспать.
Поможет надолго здоровье сберечь-
Блажен, кто имеет хорошую печь.»
Воспитатель: Существовали и приметы: возле печки нельзя было ругаться, когда в ней горел огонь. А если кто-то уезжал из дома, то заслонку в ней обязательно держали закрытой. А может быть вы знаете поговорки о печи. ( Дети называют: «Кто на печи сидел, тот уже не гость, а свой», «Печь нам мать родная», «Дом без печи – нежилой дом»).
Воспитатель: Ребята, а вот огонька из печки людям не хватало, чтобы осветить всю избу. Чем же они стали ее освещать? ( Ответы детей: «Придумали лучину»). Щепку для лучины чаще брали березовую и укрепляли на светец. Мы с вами видели на иллюстрациях к русским народным сказкам, что под лучиной ставили корыто. Зачем, интересно? (Ответы детей)
Воспитатель: Человек никогда не останавливался на достигнутом. Он усовершенствовал источник света – лучину, придумав свечи. А были они самыми разными: (воспитатель показывает, дети называют) сальные, восковые, парафиновые. Подожгут люди фитилек и сразу светло в избе становится.
Воспитатель: Свечами и до сих пор пользуются, но только изредка. Почему? ( Ответы детей: они опасные; легко могут погаснуть; воск стекает постоянно, нужен подсвечник; быстро сгорают).
Воспитатель: Наш огонек продолжает свое путешествие. И отправился он…куда, как вы думаете, ребята?