наталья жигунова
Экспериментирование «Занимательная химия» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРЕМНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят в кругу.
Вос-ль: Здравствуйте, сегодня у нас в гостях Елена Викторовна – мама Тани Яковлевой, она подготовила нам много интересного. Но это потом…
Если вырос, взрослым стал
Выбирай работу.
Пользу людям приноси
И не знай заботы.
Хочешь, можешь строить дом
продавать продукты,
На витрину положить
Овощи и фрукты.
Можешь ты людей лечить,
Строить самолеты.
Пользу людям приноси
И не знай заботы.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Публикация «Экспериментирование „Занимательная химия“ для дошкольников» размещена в разделах
Я предлагаю поиграть в превращения: «Кем я буду» и сказать, что вы будете делать (игра с мячом).
-Я воспитатель- забочусь и воспитываю детей. (далее ответы детей)
Елена Викторовна: Я – химик. Я могу научить вас интересным превращениям.
Вос-ль:
Да, ребята, химия – это мир чудесных превращений, почти волшебство.
Побыть чуть-чуть ученым
Ребенок каждый рад
Пусть химия волшебная
Придет к нам в детский сад.
Вос-ль:
Хотите стать волшебниками ненадолго? Елена Викторовна вам в этом поможет. Только нужно быть очень внимательными и слушаться во всем Елену Викторовну.
Пройдем к ней в лабораторию.
Е. В. Добро пожаловать в нашу химическую лабораторию.
Прежде чем мы начнем работать, я должна напомнить вам правила безопасного поведения в лаборатории при проведении опытов:
- Не трогать вещества, не смешивать и не нюхать без моей команды, не пробовать их на вкус!
- Если можно понюхать вещество – поднесите баночку не слишком близко к носу и помашите ладошкой в сторону носа.
- Если что-то пролилось или рассыпалось – не вытирайте самостоятельно – скажите мне.
Дети, сегодня мы узнаем свойства веществ, которые нам хорошо знакомы.
- Посмотрите, что это такое? (йод)
- А для чего он нужен? (смазать ранку)
- Какого он цвета? (желтого, коричневого)
- Давайте мы капнем йода, какой он? (черный)
- Это вам кажется, что он черный.
А вот, что я сделаю: я в один стаканчик капнула семь капель йода, а в другой одну каплю, и в третий три капли. Как вы думаете, в каком стаканчике сколько капель йода? (ответы детей).
Все правильно определили.
Что же получается: там, где семь капель – вода коричневая, где желтая – три, а где одна – почти бесцветная. Т. е. чем мы больше капнем йода, тем сильнее и ярче будет цвет.
Но если в стакане вода почти бесцветная, то как мы можем сказать наверняка – есть там йод или нет. Для этого существует один способ: вот у меня раствор крахмала. Когда крахмал соединяется с йодом, получается синий цвет. Давайте капнем – вода стала голубая. (дети выполняют).
Е. В. А вот еще два знакомых вещества. Это уксус, а правильнее будет уксусная кислота.
Внимание!
Самостоятельно, без спроса, трогать ее нельзя. Это опасно! А это раствор соды – щелочь. На вид оба раствора одинаковые, но можно легко определить, где каждая из них. Но как? (понюхать).
Да, давайте понюхаем, но сделаем это правильно. (Показывает как, дети повторяют)
Но если мы не можем понюхать, есть интересный способ. Вот у меня есть специальные бумажки. Они могут изменить цвет, если их опустить в кислоту (уксус) цвет получится красный, а в щелочь (соду) – синий. Давайте попробуем. (опыт).
Кислота и щелочь в химии – две противоположности, как, например, белое и черное, горячее и холодное. И они бурно реагируют друг с другом. Реагируют – это значит, если их смешать, то они превращаются в другие вещества.
- Давайте попробуем смешать кислоту и щелочь. Видите – при этом выделяется другое вещество – газ. Такой газ содержится в лимонаде.
Е. В. Молодцы. Сейчас наша лаборатория приостанавливает свою работу. Мы и дальше будем проводить разные опыты, и вы будете узнавать много интересного о разных веществах и химических реакциях.
Вос-ль:
Химические процессы могут происходить не только у вас на столе или в лабораториях, но и внутри нашей планеты. Предлагаю пройти в кинозал и посмотреть интересные видеокадры (просмотр слайдов о вулкане)
- Как называется это природное явление? (извержение вулкана, вулканы)
- Правильно. Расскажите, что вы знаете о вулканах Играем в игру «Я знаю, что…»
Таня Я. Знает почему они так называются и расскажет нам интересную легенду.
Таня: Вулкан – это гора, называется в честь бога-огня – Вулкана. Он любил кузнечное дело и построил себе кузницу внутри высокой горы. Когда Вулкан работал, гора дрожала и грохот разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы, летели раскаленные камни, огонь и пепел. Люди говорили:» Вулкан работает,» - и уходили подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы называют вулканами.
- Я зная, что вулканы есть спящие, потухшие, действующие.
- Я знаю, что некоторые вулканы постоянно дымят, но они спокойные.
Я знаю, что «спящие» вулканы могут проснуться и взорваться с сильным грохотом и огненной лавой.
- Я знаю, что вулкан похож на конус.
- Я знаю, что на вершине у него есть кратер.
- Я знаю, что из него вытекает лава затвердевает.
- Я знаю, что перед тем, как взорваться, он грохочет, а потом выбрасывает вверх огонь, пепел, дым.
Вос-ль: Молодцы, вы много знаете о вулканах. А хотите сами посмотреть на извержение вулкана? (да)
Пройдем в нашу лабораторию и проведем опыт: посмотрим, как «работает» вулкан.
Для опыта нам понадобятся:
1. Модель вулкана
2. Сода
3. Красящий порошок
4. Уксус
Опыт: помещаем в кратер вулкана соду, добавляем красящий порошок. Берем уксус. Напоминаю: что эта жидкость опасно, и наливать ее можно только под наблюдением взрослого. И добавляю его внутрь вулкана. Что происходит? (извержение)
- Что ты увидел? (ответы 3-5 человек).
Вос-ль: В природе существует много интересных явлений, о которых мы еще будем говорить и узнаем много нового.
Давайте поблагодарим Елену Викторовну за ее участие и интересные опыты и пригласим ее к нам еще раз.
Проект составила воспитатель Жигунова Н. А.