Юлия Демина
Экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Демина Ю. В., Глущенко Е. Н., Федулова С. В. воспитатели
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» г. Губкин
В течение всего дошкольного детства, так же как и игровая деятельность, большое значение имеет и познавательная деятельность, которая является не только процессом усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний самостоятельно или под руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познания окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ребенок удовлетворяет свою любознательность при помощи экспериментирования в процессе активной познавательной деятельности. С одной стороны, он расширяет представления об окружающем его мире, с другой - начинает овладевать основными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными, временными, родо-видовыми отношениями, которые позволяют связать отдельные представления в целостную картину мира.
Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок начинает думать о том, что не находится у него перед глазами, пытается как-то объяснить для себя мир, который его окружает.
Примерно уже в 3-4 года ребенок буквально забрасывает взрослого вопросами: «А что?», «А как?», «Зачем?», «Почему?» и т. д. Однако вопросы ребенка не всегда вызваны его познавательным интересом, стремлением получить новые сведения об окружающем мире. Большинство вопросов, которые задают дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, поделиться своими переживаниями. Хорошо известно, что дети любят «потрошить» игрушки, желая узнать, что находится внутри. Данные факты часто считают показателем любознательности, присущей детям дошкольного возраста. Постепенно под влиянием взрослого, который обучает ребенка, сообщает различные знания, отвечает на возникающие вопросы обоснованно и доступно, ребенок стремится к тому, чтобы узнавать что-то новое.
Слово «эксперимент» в переводе с греческого языка означает «опыт, проба». «Экспериментирование» является и методом обучения, если оно применяется для передачи дошкольникам новых знаний, также может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Дети очень любят экспериментировать. Объясняется это тем, что им присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и экспериментирование соответствует данным возрастным особенностям. Стоит заметить, что в процессе экспериментирования словарь дошкольников пополняется новыми словами, которые обозначают сенсорные признаки предмета, объекта (мягкий-твердый, теплый-холодный и т. д.).
Проведение занимательных опытов, различных экспериментов из доступных материалов позволяет расширять кругозор дошкольников, развивает наблюдательность, углубляет полученные знания, приучает к усидчивости и аккуратности, развивает навыки исследовательской деятельности. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – С-ПБ. : Речь, 2006 г. – 64 с.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2003г. – 56 с.
3. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду// Методист. 2006. №8. С. 60-64.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации. / под общей редакцией Прохоровой Л. Н. – 3-е издание., исправленное и дополненное. М. : АРКТИ,2005г. – 64 с.